atsman (atsman) wrote,
atsman
atsman

Category:

ХАДЖ В ИКСАН

4 июня, суббота

КАК я написал в предыдущей записи, в минувшие выходные прокатился в соседнюю Северную Чолла: в Иксане 익산 знакомился с вон-буддизмом, в Чончжу собирал материал по традиционным танцам, ремёслам и борьбе.

Идея поехать в Иксан витала в воздухе давно. Во-первых, в этом городке есть музей драгоценных камней, какого нет больше нигде в Корее, а, во-вторых, в нём располагается штаб-квартира вон-буддизма 원불교, а при ней школы и университет Вонгван (тут те, кто когда-либо предпринимали попытки приступить к изучению корейского языка, должны непременно вспомнить трёхтомный учебник московской школы Вонгван, да, да, верно, это оно и есть). Музей можно оставить на потом, а вот оплот религии, приверженцы которой, я знал, гостеприимны и неизменно привечают всех заблудших овец, посетить стоило.

Однако оплот три дня осматривать не будешь (выходные были "долгими", "длинными"; на понедельник выпали сразу три праздника: общенациональный День Памяти, благодаря которому этот день и обозначен в календаре красным цветом, традиционный календарный, "колошение хлебов", манчжон 망종, и сабантуй тано 단오, празднуемый пятого дня пятой луны). Я подумал и вспомнил о чончжуском фестивале тано, который должен был проходить в эти дни. И я решил, посетив Иксан, поехать дальше в Чончжу (от моего дома до штаб-квартиры вон-буддизма километров семьдесят пять-восемьдесят, в зависимости от того, какой ехать дорогой, а оттуда до Чончжу рукой подать - километров тридцать, ну, чуть больше).

Позвонил в штаб-квартиру, сказал, что хочу приехать, и услышал: "Приезжайте, будем рады. Только как быть с вашей велосипедной одеждой, так плотно облегающей ваши телеса?". Я пообещал прихватить сменную одежду. Заодно позвонил Джо, который теперь живёт с родителями под Чончжу, и забил стрелку. Бывший администратор обрадовался: "Я как раз закончил высадку рисовой рассады, монэги 모내기"...

По карте до Иксана семьдесят пять километров ровняка (корейский ровняк - относительный, он испещрён невысокими, пологими подъёмами-спусками). В Нонсане заплутал (решил срезать, и, как это часто бывает, притом не только с иностранцами, заехал не туда) и потому проехал восемьдесят пять километров. Ехал четыре с небольшим часа. С учётом куцего завтрака в Ёнсане совсем неплохо...

В Иксане вахта в виде тётки в традиционном одеянии радушно приветствовала меня, смиренно сложив перед грудью руки. Я тоже неловко сложил руки, переоблачился в цивильную одежду, в летние корейские шаровары типа пачжи 바지 (они легчайшие, из тонкого материала, легко скукоживаются в кулачок и не занимают много места в рюкзаке) и отправился гулять по оплоту вон-буддизма...

О вон-буддизме 원불교 圓佛敎 написано много. В статье на русском языке в "Википедии" чувствуется рука человека, причастного к постижению сути учения, но уж больно замысловато написана она. См., например: "Объектом верования и образцом практики вон-буддизма является Истина Иль-Вон-Сан (Образа Одного Круга), которую символизирует круг. Иль-Вон-Сан, Будда Дхармакая (кор. 법신불 일원상, 法身佛 一圓相) - это первоисточник всего сущего во Вселенной, печать сознания всех будд и совершенномудрых, первоначальная Природа всех живых существ". Если это буддизм, то объясните мне, что такое Будда Дхармакая и как Будда относится к Дхармакая и наоборот. Кажется, основой для статьи послужили англоязычные материалы религии.

Желающие узнать о вон-буддизме подробнее, могут почитать здесь. Также интересно почитать и здесь, где вон-буддизм назван, гм, нуль-буддизмом...

Это главное храмовое строение вроде Тэунчжона обычного буддийского храма.

1



2

В статье "Википедии", на которую я дал ссылку, и не только в ней, пишут, что вон-буддизм это "современное течение в буддизме Махаяны, заложенное в 1916 году в Корее мастером Сотэсаном. Одна из четырёх официально признанных государственных религий (кор. 사대종교 四大宗敎) Республики Корея наряду с корейским традиционным буддизмом (орден Чогё), католицизмом и протестантством. Вон-буддизм имеет свою миссионерскую службу в армии Республики Корея. Также имеет 3 высших учебных заведения в Республике Корея и в США".

Это так, однако что касается его определения как течения буддизма, нужно сказать, что собственно буддисты, кажется, так не считают. Гораздо больше атрибутов объединяет эту религию с другими, "новыми", религиями, которые возникли в Корее в конце XIX-начале ХХ века под влиянием Восточного учения - Тонхак 동학 東學, в частности, с Чынсандо 증산도, Учением Истины Великого Обхода 대순진리회, другими. Она и понятиями оперирует такими же, что эти другие религии - Отверзание, Позднее небо и т.д. Впрочем, что это я? Известно, что "новые" корейские религии (их ещё называют "дхармическими") не создавались на пустом месте. Однако почитайте, что на эту тему пишет Дон Бэйкер (Don Baker) из UBC (University of British Columbia, Vancouver)...

Как это устроено и у нормальных буддистов, последователей вон-буддизма утром пробуждает удар в колокол, притом довольно рано - в пять утра...

3

На территории комплекса несколько строений, воздвигнутых самим Великим Наставником (Grand Master) Сотхэсаном, основателем вероучения. Они почитаются как священные реликвии...

Сотхэсан 소태산 少太山 (1891-1943) - дхармическое имя Великого Наставника (полное имя с титулом - Сотхэсан-тэчжонса). Он родился и до двадцатипятилетнего возраста (по-корейски двадцатишестилетнего) прожил под именем Пак Чунбин 박중빈 朴重彬. Дхармические имена, как известно, вступившие на путь Дао принимают в знак отречения от внешнего мира и обыденного порядка вещей...

Как видно, строения - не типично корейские. Хотя они и декорированы корейскими элементами, по сути, их конструкция японская. Это и понятно. Они возводились в колониальный период.

4

5

Прошёл дальше, мимо резиденции нынешнего главы религии, и вышел к ступе. В недрах пятиуровневой пагоды покоятся телесные останки Великого Наставника. Так поступают (погребают останки Будд) и в нормальном буддизме.

6a

Шар в основании пагоды, кажется, неслучаен. Он, думаю, символизирует Круг, ир-вон (иль-вон) 일원.

6b



6c

Пагоду полукругом обступают бронзовые барельефы с изображением деяний Сотхэсана.

7a

Здесь он маленький мальчик, задумавшийся о том, Что есть Истина.

Как пишут биографы Великого Наставника, он стал задаваться вопросами бытия человека и явлений природы начиная примерно с семилетнего возраста. Тут поневоле начинаешь верить Л.Н. Гумилёву и его пассионарной теории. Случайно ли, что конец XIX века породил так много деятелей, искренне желавших переустройства окружавшего мира, готовых ради этого на всё, включая потерю собственной жизни?

7b

Здесь он подростком приносит дары Самсину, Горному духу, в надежде, что тот откроет Истину...

7c

Здесь встречается с совершенномудрыми, но и те не в силах дать ему ответа...

7d

На рассвете одного из дней 1916 года (28 апреля) молодой человек увидел в восточной части неба божественный свет, и на него снизошло просветление...

7e

У Великого Наставника было девять учеников...

7f

На стеле высечены письмена, написанные Сотхэсаном об истории создания вон-буддизма. Их высекли, дабы не допустить искажения истории...

8

Рядом стоит пагода, под которой захоронены останки второго Наставника, Чонсана (Чонсан-чонбопса 정산종법사 鼎山宗法師 (1900~1962).

Наставник Чонсан (который, кстати, одно время следовал учению Почхонгё 보천교, проповедником которого был Чха Гёнсок, ученик Кан Чынсана) принял факел Истины из рук своего предшественника, укрупнил организацию, дал ей название, которое она носит сегодня - вон-буддизм, и написал фундаментальные труды...

9

Сбоку от пагоды высечено известное программное изречение Чонсана, призывающее мир быть единой семьёй...

10

Каноны вон-буддизма написаны сложным, витиеватым языком. Он напоминает язык переводных конфуцианских сочинений средневековья - предложения на целый лист. Однако, если обратиться к заповедям, то они оказываются весьма простыми. Что-то они напоминают мне. Да вы сами посмотрите.

Десять заповедей на ступени начальной веры
1. Не убий бесправно.
2. Не укради.
3. Не прелюбодействуй.
4. Не пей спиртное бесправно (меня смущает "бесправно"; надо будет глянуть, что в оригинале - В.А.).
5. Не играй на интерес [на выигрыш].
6. Не говори плохих слов.
7. Не бранись бесправно.
8. Не злоупотребляй общими деньгами.
9. Не занимай деньги у других бесправно.
10. Не кури бесправно.

Десять заповедей на ступени совершенной веры
1. Не решай в одиночку общие дела.
2. Не говори о чужой вине.
3. Не обманись поиском злата, серебра да драгоценностей.
4. Не носи изысканную одежду.
5. Не объединяйся с неправедным человеком.
6. Не говори, пока говорит другой.
7. Не будь недостоин доверия.
8. Не говори льстивых слов.
9. Не спи бесправно в несообразное время.
10. Не присоединяйся к непотребным празднествам, песням и танцам.

Десять заповедей на ступени борьбы духа с бесами
1. Не возгордись.
2. Не имей более одного супруга (-и).
3. Не ешь бесправно мяса четырёхногих.
4. Не халтурь.
5. Не говори слов, противоречащих тебе.
6. Не говори неправедных слов.
7. Не ревнуй.
8. Не будь жаден (алчен).
9. Не гневайся.
10. Не (будь) глуп.

В этом здании последователи веры два раза в год совершают обряды чеса 제사 - приносят дары Будде поздненебесного отверзания, то есть Сотхэсану.

11

12

13

Пройдя через поле, я пришёл к Историческому музею 역사박물관.

14

У входа стояла симпатичная скульптура.

15

В музее фотографировать было нельзя. Я сдерживался до последнего момента...

В музее, помимо постоянной экспозиции, были и временные. На одной из них были выставлены персональные вещи Великого Наставника...

16

Покинув музей, я побрёл обратно...

17

18

19

20

Снова натянув на себя велосипедную амуницию, я раскланялся с приветливой стражей, спросил дорогу в Чончжу. Доехал до "Гонконга", в котором мы пировали, когда ехали на Жёлтое (Западное) море, на Пёнсанский полуостров, купил в лавке две булки, кофе. Позвонил Джо. Перекусив, помчался в Чончжу...
Tags: Иксан, Северная Чолла, Сотхэсан, велопробег, вон-буддизм, история Кореи, религии, транскорейский
Subscribe

Posts from This Journal “религии” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments