atsman (atsman) wrote,
atsman
atsman

Categories:

TOUR DE CORÉE, ДЕНЬ ТРЕТИЙ (4): СОККУРАМ. - ПЕЩЕРНЫЙ БУДДА

7-е мая 2011 г., суббота, после обеда

ПРОКАТИВ по живописной дороге, бегущей по склону горы на высоте 600-700 метров, километра два-три, я забрался на седловину восточного хребта Тхохамсана - слева бескрайние просторы Кореи, справа виднеется океан. Я находился в десяти минутах ходьбы от, как любят писать в путеводителях, самого загадочного храма Азии и всего мира - Соккурама 석굴암 石窟庵 (букв. "Скит [расположенный в] Каменной Пещере"). Про "всего мира" не знаю, а в Корее он по праву считается вершиной буддийской архитектуры и скульптуры. Он - национальное сокровище №24.

Время, когда были построены Соккурам и главный монастырь, к которому он относился - Пульгукса 불국사 - это время Объединённого Силла 통일신라. Это время и было временем мирного царствования силласких ванов на большей части нынешней Кореи, и потому стоит ли удивляться тому, что в этот период корейская культура достигла подлинного расцвета? Это и было странное время, когда в стране преспокойно сосуществовали две идеологические, религиозные системы, спустя несколько столетий схлестнувшиеся не на жизнь, а на смерть. Я говорю о конфуцианстве и буддизме.

Я третий день катил по Кёнсан и третий день слышал о конфуцианских академиях, раскиданных по всей провинции. Особенно много их в северной части, вокруг Андона. Сегодня пришёл черёд познакомиться с шедевром буддийского искусства.

Считают, что период Объединенного Силла был периодом расцвета буддизма. Многие, думаю, слышали о знаме­нитых монахах Вонхё 원효 и Хечхо 혜초. Последний (704–787) - своего рода корейский Афанасий Никитин. Он вступил на путь постижения дхармы в пятнадцатилетнем возрасте, отправившись в танский Китай. В 723 году, в возрасте всего 19 лет, Хечхо по наущению своего учителя отправился морем на родину Будды, в Индию. Пропутешествовав четыре года и осмотрев сорок с лишним царств, включая Индию, Непал и Тибет, он вернулся в Китай. Китай, собственно, и стал его второй родиной. Там он и достиг в весьма преклонном возрасте (сколько ему было? Восемьдесят три?) нирваны, в монастыре на горе Утайшань. Свои путешествия Хечхо описал в трёх квонах (цзюанях) "Записок (чжуань) о хожении в пять царств Тяньчжу" (Тяньчжу, кор. Чхончхук 천축 - так называлась в те времена Индия), 왕오천축국전 往五天竺國傳. Тетради считались утраченными, и о Никитине мало кто знал, пока Поль Пеллио не отыскал в начале XX в. в Дуньхуане две тетради...

Именно о Дуньхуане думал я, когда, пыхтя, поднимался на Тхохамсан. Я думал, почему Соккурам, устроенный в крошечной искусственной, едва утопленной от солнечных лучей пещере, считается мировым шедевром, а о дуньхуанских пещерных храмах, в которых раскопали половину истории китайской культуры, никто не заикается... С этими мыслями я поставил савраску на прикол и потопал к храму - к храму, как известно, полагается идти пешком.

41

Как всегда, посмотреть на знаменитый храм пришли сотни людей...

42

43

За осмотр знаменитости монахи берут деньги.

49

Прошагав в тени деревьев пару сотен метров, я очутился на площади. Чуть выше её, вон там на склоне горы, виден павильон. Он скрывает грот. Всё было завешено фонарями - через день или два должен был наступить День рождения Будды.

Я глазел по сторонам - в глаза бросилась фигурка в велосипедной амуниции. Я пошёл к ней...

44

О Соккураме написано много. Кто интересуется, тот может кликнуть на ссылку, которая есть в моей предыдущей записи, почитать там, а может почитать здесь на русском языке (прошу не обращать внимания на опечатки вроде "исторля" и звучащие не по-русски обороты) или здесь на корейском языке.

Кому кликать лень, тот может почитать превосходное описание И. Толстокулакова, которое я отыскал в Сети. Он пишет:
"Уникальным архитектурным сооружением и образцом храмового зодчества Объединенного Силла является пещерный грот Соккурам, или «Холм с храмовой пещерой» (742 - 764 гг.), входящий в состав комплекса Пульгукса; это единственный в мире буддийский храм, созданный в искусственной пещере, на высоком горном склоне в лесу. Его возведением руководил Ким Тэсон, применивший оригинальный метод: здание храма было построено из гранитных блоков у горного склона, а затем засыпано грунтом. С площадки перед гротом открывается изумительный вид на море и восход солнца. Храм состоял из двух помещений (переднего, квадратной формы с плоским сводом, и круглого главного зала с куполообразным сферическим потолком), соединенных между собой широким коридором. В буддийском понимании они служили воплощением земного и потустороннего миров. В центре главного зала находилась фигура сидящего будды Шакьямуни в окружении учеников и бодхисатв. Зодчие Соккурама руководствовались опытом возведения когурёских курганов, но применили принципиально новые решения для создания сферического свода центрального зала храма. Искусствоведы сходятся во мнении, что Соккурам принадлежит к классическим образцам архитектуры мирового уровня и вся святыня является непревзойденной вершиной дальневосточного искусства. Грандиозность и необычность сооружения свидетельствуют о высоком развитии творческого потенциала силланцев. Никогда более буддийская архитектура не достигнет в Корее таких вершин, как в VII - VIII в.".

"Вершиной скальной буддийской иконографии являются горельефы пещерного храма Соккурам (742 - 764 гг.), где представлено более 40 рельефов и изваяний. Стены залов и коридоров этого пещерного храма украшены рельефными изображениями буддийских божеств и бодхисатв, высеченных на гранитных плитах в едином стилевом решении. Авторство соккурамских каменных шедевров приписывается скульптору Кан Гонэмалю*. Фронтальные изваяния небесных воевод, драконов, хранителей-лакопал, десяти учеников Будды ( архатов), трёх наиболее почитаемых в Корее бодхисатв ( Мунсу, Похён и одиннадцатиглавой Кваным), добрых божеств Брахмы и Индры являются не только украшением храма, но и общепризнанной вершиной каменной пластики Дальнего Востока и тем более - буддийской скульптуры в Корее. Авторы горельефов не ограничивались задачей передать портретное изображение образа, а стремились к раскрытию его духовной сущности. Присутствие среди привычных для корейцев божеств новых фигур буддийского пантеона - Индры, Брахмы, архатов и др. - является несомненным свидетельством индийского влияния. Особой художественной ценностью отличаются весьма женственное изображение одиннадцатиглавой Авалокитешвары и горельеф покровителя наук и знаний бодхисатвы Манджушри (кор. - Мунсу). Высеченное на задней стене круглой комнаты изваяние Авалокитешвары отличается изысканной нежностью и передаёт женственные эмоции и настроения. Спокойное и тихое выражение её лица, изящная фигура, покрытая воздушным широкополым платьем, - всё это вызывает ощущение живого сердцебиения. Соккурамские гранитные рельефы примечательны и тем, что их создатели явно отошли от строгости и скованности буддийской канонической иконографии и показали себя сторонниками более жизненного и свободного стиля, с помощью которого им удалось передать внутреннее состояние божества. Искусствоведы объясняют такую особенность скульптур из Соккурама влиянием индийских и танских традиций".

"Главным шедевром круглой каменной скульптуры Объединенного Силла по праву считается трёхметровая статуя сидящего будды Шакьямуни в центре пещерного храма Соккурам (Северный Кёнсан, VIII в.); она выполнена из светлого, белёсых оттенков, гранита и возвышается под огромным куполом центрального зала храма. Будда запечатлён в момент покоя и самоуглубления; строгость пропорций самого изваяния и окружающей обстановки, четкость линейного контура скульптуры и сглаженность лица придают фигуре особую торжественность и монументальность. Зодчие расположили своё творение таким образом, чтобы лицо Шакьямуни ежедневно освещалось лучами восходящего над Японским морем солнца. Мастеру удалось передать выражение лица живого человека; прищуренные глаза, мягкая и в то же время достаточно прямая линия носа, плотно сжатые губы и широкое лицо создают гармоничный облик реального персонажа. Соккурамский Будда имеет корейский тип лица, обрамленного огромным круглым нимбом с лепестками лотоса, служащим для усиления впечатления о могуществе и духовной силе божества. Примечательно, что нимб не является частью скульптуры, а выполнен на стене позади её головы. Каноническая поза изваяния передаёт внутреннюю гармонию размышляющего и умиротворенного Шакьямуни. К шедеврам каменной скульптуры относятся также небольшие фигуры божеств из многочисленных буддийских храмов близ г. Кёнджу".

Если не считать выглядящего подозрительным имени предполагаемого автора скульптуры (Кан Гонэмаль), всё написано превосходно. Может быть, лишь стоит добавить, что первоначально Соккурам назвали Сокпульса 석불사 石佛寺 ("храм Каменного Будды"), что создание его сопровождалось чудесами (пока мастера спали, с Неба спустился небожитель и расколол камень так ловко, что тем осталось лишь обтесать его) и что Ким Дэсон 김대성 金大城, творя "буддаугодное" дело (불사 佛事), посвятил его родителям в своей "прежней жизни" 전세, а создание комплекса Пульгукса - родителям в тогдашней "нынешней" 현세...

К слову, о переводе названия и понимании предназначения Соккурама. По-корейски он назван "скит" - ам[чжа] 암자 庵子. Это название говорит о том, что он вообще-то был сооружён как "уединённое строение" для монахов, которые в отдалении от шумных монастырей и, тем более, городских улиц занимались медитацией: читали мантры, каноны, короче, очищали свои души. И, действительно, исторические хроники сообщают, что по завершении строительства в Сокпульса поселились два монаха. Интересно, где они спали?

Проникнув в предбанник пещеры, я незаметно поднял камеру, щёлкнул раз, второй. Если, думал я, ко мне пристанут, мол, фотосъёмка запрещена, применю свой коронный способ, который применяю всякий раз, когда сталкиваюсь с неприятностями: сообщу, что "я не понимать", что я иностранец...

45

Выйдя из святыни, я подошёл к велосипедистке.

46

Она сказалась Великим Желанием, из Тэгу. Я было обрадовался - поедем вместе, но новая знакомая остудила мой пыл, сказав, что навещала родителей и приехала к подножью горы на машине, поэтому обратно поедет на машине. Я не растерялся и предложил отметить встречу чаще доброго макколли...

47

Равнодушно прошли мимо черепиц (выставленные на обзор образцы были исписаны иностранцами, похоже, этот бизнес ориентирован более на иностранцев, нежели на своих доморощенных буддистов), отыскали ресторанчик, заказали бражку.

48

Бражка, как всегда, была "местной", сваренной "в нашем доме". Я подумал, предложи кому-нибудь в ресторане в России самогонку: "Сами варили", беды не оберёшься...

50

Выдув бражку, сели на велосипеды, дунули, соперничая с авто, вниз - спускаться это тебе не подниматься.

51
Tags: Кёнчжу, Северная Кёнсан, Соккурам, буддизм, велопробег, история Кореи, транскорейский
Subscribe

Posts from This Journal “Соккурам” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments

Posts from This Journal “Соккурам” Tag