atsman (atsman) wrote,
atsman
atsman

Categories:

TOUR DE CORÉE, ДЕНЬ ТРЕТИЙ (5): ПУЛЬГУКСА

7-е мая 2011 г., суббота, после обеда

АДМИНИСТРАТИВНО Тхохамсан с Соккурамом на макушке и монастырём Пульгукса у подножья - часть Кёнчжу 경주, хотя гору и всемирные знаменитости от города отделяют расстояние примерно в двенадцать километров и бесконечные рисовые поля. Так с каждым приличным городом - знак, извещающий о въезде в N-ский город, стоит за десять-двадцать, а то и более километров. Помню, как я ввёл в заблуждение приятеля, позвонив ему и сообщив, что я уже прибыл. Ждать меня пришлось целый час.

Кёнчжу, древняя столица Силла (он был ею без малого, не соврать бы, без нескольких лет тысячу лет - с 57 г. до Р.Х. до 935 г. Р.Х.) - настоящий музей под открытым небом. Помимо Пульгукса с Соккурамом, включённых ЮНЕСКО в список памятников мировой культуры, здесь ещё добрая сотня памятников мирового уровня, и всем им возраст полтора тысячелетия - Намсанская крепость, королевские гробницы-курганы, древнейшая в Восточной Азии обсерватория Чхомсондэ 첨성대, многочисленные каменные извания Будды, пагоды, Божественный колокол "Эмилле" короля Сондока 성덕대왕 신종...

В Кёнчжу был несколько раз. В первый раз я приехал сюда в компании с одним профессором летом 1991 г. Благословенное было время! Русские (советские) были здесь в новинку, каждый новый знакомый норовил свозить куда-нибудь, показать страну, и порой приходилось делать трудный выбор. Помню, бывший советник президента по науке звал меня с Драг-ойтм на Уллындо, а знакомая профессорша пригласила на Чечжудо. Куда, вы думаете, мы поехали? За день или два мы с тем профессором осмотрели все достопримечательности Кёнчжу и даже больше - он повёз меня на гольфное поле (игра в гольф в Корее - престижное занятие, но профессорам в него играть негоже, профессора должны преподавать и двигать науку, поэтому тратить за день на гольфном поле миллион мой профессор ездил тайком от университета в другие города, где его никто не знал) и к знакомой гончарше в деревню мастеровых. Гончарша приняла меня за советского корейца и подарила чашку. Узнав правду, чашку не отобрала, но сказала, что она стоит триста долларов. Мдаа, были времена...

Много лет спустя я проехал по местам боевой славы инкогнито, на велосипеде. Чашек уже никто не дарил и жратвой задарма не кормил. В этот раз решил засвидетельствовать своё почтение лишь монастырю со скитом...

...

Соперничая с авто, не давая им обогнать себя, мы с новой подругой слетели с горы. У Пульгукса попрощались. Пригласил Большое желание в Дижон, она ответила согласием, мы раскланялись, и вот я бреду по аллее знаменитого монастыря.

52

Путь в любой буддийский монастырь пролегает через Врата Небесных Владык 천왕문...

53

Владык четверо - по странам света. Хотя у каждого есть своё имя, их обычно называют скопом - Четыре Небесных Владыки 사천왕 四天王. Они сродни нынешним пограничникам. Каждый из Владык вооружён своим оружием. Им они защищают владения дхармы от дурных посетителей. Буде попадётся разносчик раздорной, ложной дхармы, Владыка поражает того мечом или змеёй...

54

55

56

Владыки пропустили меня, и я очутился во дворе, пройдя который, паломники попадают в следующий, внутренний двор с основными храмовыми постройками.

Пульгукса 불국사 佛國寺 - букв. "храм царства Буддова, Будды" (пуль - "Будда", кук - "страна, государство", са - "храм"). Его комплекс - исторический памятник №502. На его территории несколько национальных сокровищ. В 1995 монастырь был внесен в список культурного наследия мира.

Примечательна история его возникновения. Есть две версии. Вот одна.

В 528 г. Р.Х. на месте нынешнего Пульгукса для молений дамы Ёнчже, матери Попхын-вана, был воздвигнут небольшой храм, носивший другое название - Хваом Пульгукса 화엄 불국사, "храм хуаяньского царства Будды". В 574 г. по приказу Чисо, матери Чинхын-вана, храм расширили, а в 670 г. к существовавшим храмовым постройкам прибавился павильон Мусольчжон 무설전 無說殿, который соорудили специально, чтобы читать в нём сутру "Хваом-гён" 화엄경 (кит. Хуаянь-цзин, санскр. Аватамсака сутра). В 751 г. (шёл 10-й год правления Кёндок-вана) была начата коренная перестройка монастыря. Реконструкция была закончена в 774 г., в монастыре появились пагоды, лестницы... Всем этим монастырь обязан усердию упоминавшегося выше Ким Дэсона 김대성 金大城. Тогда он и получил нынешнее название - Пульгукса...

Более подробно о монастыре можно почитать здесь.

57

Я бодро зацокал по древней земле клитами.

Как видно, монастырь посещают и русские (российские). Увидев надпись, оставленную соотечественником, подумал: "Сколько же должно пройти лет, чтобы мы перестали писать, попадая в новое место, "здесь был Вася"?". И впрямь, какой толк от этого месиджа? Когда черепица займёт по прошествии многих лет место на крыше храма, послание, начертанное на ней прямиком отправится к Будде или его канцелярии. Будда рассмотрит его и распорядится об исполнении желания, просьбы. И какое, скажите на милость, суждение вынесет Будда, прочитав "здесь был Вася"?...

58

Чтобы вознести молитвы Будде, нужно пройти по одному из "мостов" (на самом деле, лестниц). Основной, состоящий из двух пролётов - Чхонунгё 청운교 靑雲橋, букв. мост Голубого Облака, и Пэгунгё 백운교 白雲橋, букв. мост Белого Облака, ведёт к главному храмовому павильону Тэунчжону 대웅전, Залу Великого Просветления. Он, "мост" - национальное сокровище №23. Второй, точно так же состоящий из двух пролётов - Ёнхвагё 연화교 蓮華橋, букв. мост Цветка Лотоса, и Чхильбогё 칠보교 七寶橋, букв. мост Семи Драгоценностей, находится слева и ведёт к Кыннакчону 극락전, Залу Предельной Радости (то бишь Рая). Он - национальное сокровище №22.

59

Я прошёл сквозь Чахамун 자하문 紫霞門, Врата Лиловой Зари.

60

Вошёл во внутренний двор и встал перед Тэунчжоном.

61

Справа и слева две пагоды - национальные сокровища Кореи.

Одна из них, та, что слева, Пагода Шакьямуни 석가여래상주설법탑 釋迦如來常住設法塔, или просто Соккатхап 석가탑 釋迦塔 (другое, простецкое, название, получившее распространение - по созвучию первого слога имени Шакьямуни и иероглифа "камень" - Соктхап, Камен­ная пагода 3층석탑; наверно, и все прочие многочисленные Каменные пагоды обязаны своим названием этому созвучию, зачем нужно было называть их каменными, ведь они все были из камня, из другого материала их не воздвигали) - национальное сокровище №21. Вторая, пагода Многочисленных сокровищ, Таботхап 다보탑 多寶塔, национальное сокровище №20. Она декорирована лестничками, колоннами, перилами. Названа так в честь будды Прабхутаратны (Будды многочисленных сокровищ, кор. 다보불 Табобуль: (та - "много", по/бо - "сокровище", пуль/буль - "Будда")). Во многих местах написано, что наличие двух пагод во дворе одного храма — странное, непонятное дело, однако это не так. Две пагоды Пульгукса - отсылка к 11-й главе Лотосовой сутры, где повествуется о появлении в небе драгоценной ступы Прабхутаратны, явившемся знамением о Шакьямуни.

Первая, Соккатхап, помимо всего прочего, известна тем, что в ней в 1966 г. был обнаружен старейший в мире ксилографический отпечаток Дхарани сутры, датируемый временем между 704 и 751 гг. Р.Х.

62

63

Заглянул в Тэунчжон. В нём замечательная статуя Будды Шакьямуни.

Buddha Shakyamuni
(C) Mikeswe4

В Пульгукса ещё две статуи Будд, и обе - национальные сокровища. Одна (национальное сокровище №26), статуя Вайрочаны 금동비로자나불좌상 金銅毘盧遮那佛坐像, находится в павильоне Пирочжон 비로전, вторая, статуя Будды Амитабхы 금동아미타여래좌상 金銅阿彌陀如來坐像 (сокровище №27) - в павильоне Кыннакчон.

Vairocana Buddha
(C) Mikeswe4

64

65

66

67

Несмотря на то, что день близился к концу, посетителей было много. Все гладили позолоченную фигурку свиньи, реплику той, что высечена на павильоне Кыннакчон, загадывали желания. Загадал и я...

68

Павильон Предельной Радости.

69

70

71

72

73

Обежав монастырь (он невелик), я поспешил к велосипеду. Солнце клонилось к закату, а я, между тем, планировал в этот день добраться до Тэгу...
Tags: Кёнчжу, Пульгукса, Северная Кёнсан, буддизм, велопробег, история Кореи, транскорейский, храмы
Subscribe

Posts from This Journal “Кёнчжу” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 52 comments

Posts from This Journal “Кёнчжу” Tag