Tiger and Magpie

НА СИАКЕ

ВЧЕРА съездил на СИАК (Seoul International Altaistic conference, Сеульскую международную алтаистическую конференцию; так её устроители назвали по аналогии с ПИАКом, Permanent International Altaistic Conference; СИАК проводится раз в два года). На конференцию меня зазвали президент СИАКа (его не видел много лет) и коллега по Институту языкознания Надя Булатова, которая написала мне: "Приходи. Везу беленькую" (разумеется, не надо думать, что меня в Сеул влекла лишь жажда стать обладателем бутылки водки, меня интересовали и доклады). Кроме Нади, хотел повидаться с Дашей Берелтуевой и Тосиро Цумагари, старыми знакомцами, имена которых увидел в программе.

До Сеульского университета, где проходила конференция, часа три пути. Я вышел из дому в шесть утра.

Зарегистрировался (регистрация обошлась в 25 тысяч, примерно $25), получил толстый том докладов, вошёл в зал. Отыскал взглядом Надю, подошёл, встал перед ней, склонился в поклоне - чисто по-корейски - и сказал: "Аннёнхасимникка?" ("Здравствуйте"). Надя непонимающе взглянула на меня и лишь вежливо улыбнулась. Увидев, что подруга не узнаёт меня, сказал: "Ты, что, обалдела? Это я" и на глазах научной публики был награждён тумаками. Подошли другие знакомые.

1

Войдя в возраст, люди вдруг вспоминают и начинают рассказывать о других самые неожиданные вещи. Так, подруга говорила, представляя меня другим членам российской делегации (разумеется, все они слышали обо мне): "Это тот самый Витя. Он как-то играл с моим сыном в футбол, и у него разошлись штаны - вот здесь" и показала на зад. "Так и поехал домой в порванных штанах". Теперь боюсь, когда помру, в Сибири - в Якутии, Хабаровском крае, Амурской области, говоря о достижениях в области тунгусо-маньчжуроведения, будут говорить: "А, это тот, у которого порвались штаны".

Конференция была разномастной - помимо лингвистов, были и археологи, и историки, и китайцы, и корейцы, и российские, и монголы. Были украинский товарищ (он докладывал о памятнике, который когда-то я изучал вместе tamar2006; должно быть, коллега не знал об этом, иначе бы, думаю, упомянул нас хотя бы в сноске; я бы непременно указал ему на это досадное упущение, но, к сожалению, в пятницу, когда он делал свой доклад, не было меня, а в субботу, когда был, уже не было его) и американский. Наши вещали, за исключением двух молодых коллег, на русском языке. Дискуссию тоже вели - с помощью русскоговорящей коллеги из Сеульского университета - на русском. Японцы докладывали на английском, но их мало кто понимал. Понимали, должно быть, свои же, японцы. К чести японцев надо сказать, что они - по заведённой у них традиции - добросовестно читали свои доклады слово в слово. За их чтением можно было следить по книжкам с докладами и на большом экране на сцене.

Ким Чжувон, нынешний президент СИАКа.

2

Просидев много лет в Корее (и войдя в возраст), стал обращать внимание на вещи, до которых раньше было всё равно. Если говорить на научном языке, мои наблюдения можно было бы суммировать, обозвав "компаративным исследованием поведенческих моделей" и так далее. Даша решила предварить своё выступление вручением подарка президенту. Объявив о своём решении, подошла к Ким Чжувону, сунула подарок, пожала руку, тотчас развернулась и зашагала к кафедре. Её визави, следуя корейской традиции, склонился в церемонном поклоне. Когда поднял голову, то увидел лишь гордый зад российской коллеги.

3

Сибирячки вообще отличаются крепким, решительным характером. У Нади такой же характер.

Вспоминается такой случай. В году эдак 75-м О.П. Суник (известный советский лингвист, заведовал нашим сектором, в 60-е, по существу, заправлял институтом и заодно всем советским языкознанием), придя в присутственный день, подошёл к Наде и сказал: "Пойдём покурим". "Покурить" на эзоповом, суниковском языке означало "желаю поговорить наедине, чтобы никто не услышал, какие я вынашиваю планы". Должно быть, Надя ещё не выучила этот язык (она тогда говорила только на родном эвенкийском и выученном русском языках). Она дерзко ответила: "Я не курю" и осталась сидеть. Ошарашенный классик языкознания пошёл вон. Тётки (работы каждой в золотом фонде советского языкознания) подбежали к Наде и запричитали: "С ума сошла! Иди следом за ним". Она повторила: "Я не курю" и продолжала сидеть.

4

Обедали в кампусе, в столовке выше на горе.

Столовка, как любая другая университетская, столовка самообслуживания. Бросаешь купон в прозрачный ящик (купон с чипом; пролетая мимо сенсора, издаёт звук), получаешь один из комплексных обедов. Я остановил свой (и Надин) выбор на том, который был с поджаркой-пульгоги, курочкой, но, главное, был буфетного типа (еду набираешь сам и можешь повторить). Остальные коллеги выбрали экзотичные горшки с костями с мясом.

5

6

7

Своей налаженностью конференция напоминала конвейер какого-нибудь завода "Хёндэ". Докладов было много, времени же было в обрез. Чаще всего председательствующий говорил, глядя на часы: "К сожалению, на дискуссию осталась одна минута. Разрешаю один вопрос или короткий комментарий. Следующий".

Я выступил один раз, после фонетического доклада. Докладчица, показывая спектрограммы и давая послушать запись отдельных лексем и даже фраз, говорила: "Моё исследование показало, что консонантизм селемджинских эвенков..." и так далее. Я подумал: "Как можно говорить о консонантизме диалекта, если записала только двух информантов?". Мой вопрос был: "Сколько зубов было у ваших информантов?".

8

Пошли японские доклады. Теперь можно и вздремнуть.

9

Покончив с докладами, сфотографировались на память, сели в автобус и машины и покатили в ресторан. Прощальный банкет был только для докладчиков и меня.

10

Сеульцы снова продемонстрировали свой скаредный, пусть и академический, характер. Ресторан был шикарный, с фарфоровой посудой и превосходным меню, однако устроители конференции предоставили участникам выбор лишь из двух блюд - горшка с бульоном и костями и тушёной говядины. Я остановил свой выбор на говядине. Из напитков было только пиво.

12

Выйдя из банкетного зала, гостьи хором сказали: "Голодны". Время было детское (половина девятого), и я решил показать им настоящую Корею. Повёз вниз в ресторанный район, там завёл в переулок, где отыскал харчевню, фирменным блюдом которой были потрошки с кишками - пусть, подумал, задумаются об алтайском характере корейской кухни. Заказал жаркое из кишок, большую бадью похлёбки - из кишок же, велел принести сочжу...

13

14

Спустя час или полтора глянул на часы, заторопился и, сжав в потных руках пакет с гостинцами (бутылкой водки, шоколадкой и тремя пакетиками доширака и ролтона), прыгнул в такси. В автобусный терминал приехал около одиннадцати. Билеты были только на одиннадцать сорок пять. Домой завалился около двух ночи. Спать оставалось часов пять.

Posts from This Journal by “алтаистика” Tag

  • ВСТРЕЧА С ДРУЗЬЯМИ

    ПОСАДИЛ Драг-ую тм в самолёт - пришла пора наверстать упущенное, и я принялся обзванивать друзей, знакомых, коллег. Первыми в списке были Надя с…

  • ЭВЕНКИЙСКИЙ В СЕТИ

    В tungusia событие. alkra поместил ссылки на скачивание книг по эвенкийскому языку, этнографии (словарей, грамматических…

1. Очень симпатичные участницы.
2. Первый раз ощутил желание попробовать корейское - на нижнем снимке роскошная еда :)
Корейцы понимают толк в женской красоте! :)))
Я сразу обратил внимание, что на СИАК приехали одни дамы. Ни одного мужика не было, ни Бурыкина (этот был бы украшением - научной стороны, конечно - конференции), ни других...))))
поняла, что ничего не знаю о корейцах
надо исправляться
А украинского гражданина, часом, зовут не Andryi RYZHKOV?
Точно. Но, кажется, скоро станет мексиканским (Чжувон сказал, что Андрей родил ребенка и уезжает на родину к жене, та - мексиканка).
"...Надя ещё не выучила этот язык (она тогда говорила только на родном эвенкийском и выученном русском языках). Она дерзко ответила: "Я не курю" и осталась сидеть. Ошарашенный классик языкознания пошёл вон. Тётки (работы каждой в золотом фонде советского языкознания) подбежали к Наде и запричитали: "С ума сошла! Иди следом за ним". Она повторила: "Я не курю" и продолжала сидеть..."

Вполне объяснимое поведение. Вы же знаете известный анекдот про представителя одного из северных народов, который поехал в Москву учиться логическому мышлению? Приехал, ему говорят:
-У тебя спички есть?
- Да.
- Значит ты куришь.
- Да.
- Значит пьёшь.
- Да.
- Значит гуляешь.
- Да.
- Значит и член у тебя стоит.

Короче, выучился логическому мышлению, возвращается в родое стойбище, встречает одноплеменника. Тот: "Здорово, где был?" - "В Москву ездил, учился логическому мышлению." - "Это как?" - "У тебя спички есть?" - "Нет." - "Значит и член у тебя не стоит!"


Так и здесь: разок сходишь покурить, а потом люди вообще неизвестно что подумают!
:))))
Перепугался. Проверил. Нет. Стоит. Уф. :)))
Виктор Данилович, вот такой вопрос. Нашёл в Википедии этническую карту Сибири 16-го века, то есть, до колонизации империей и начала геноцида коренных народов... Но я не об этом. Как я понял, эвенки, они же тунгусы - монголоидный народ. Когда-то учил в школе, что есть там эвенки и эвены. В таком случае, эвены куда подевались?
И ещё, вот узбеки, таджики и киргизы - европейской расы, а казахи - монголоиды. А какие ещё коренные народы Сибири относятся к европейской расе? На вскидку могу сказать, что это чукчи, ханты, манси и ненцы. А что вы могли бы сказать о других сибирских этносах в этом отношении? Спасибо.
Эвены есть. С ними всё в порядке. Есть и эвены, и специалисты по эвенам.
Что до рас, нет строгой корреляции, взаимозависимости между расами и языками. Так не только с "алтайскими" и внутри них с тюркскими, языками. Взять индоевропейцев. Шведы белы, а индийцы черны. :))) Расовые типы вообще весьма разнообразны.
Погуглите "расы", "расовые типы". Чукчи - монголоиды, ханты, манси, ненцы принадлежат к так называемой уральской расе.
Кстати, и упомянутые вами узбеки, таджики, киргизы принадлежат к разным расам (и к разным языковым семьям). Сведя все вместе, можно сказать, что таджики - индоевропейцы, а киргизы - монголоды. :)))
"Сколько зубов было у ваших информантов?".- высший класс!!!

И так жаль, что я здесь не знаю, на какую командировку деньги потратить в конце года, а знатные тунгусоведы в СИАКЕ не знают, что я им первых тунгусов в Забайкалье нашёл на рубеже 1-2 тысячелетия. И не то что сомнительных из неолита (см.: Окладникова и Василевич), а настоящих.
Вот незадача!
Под занавес в субботу выступал Хаяси Тосио (Hayashi Toshio) из Сока. Он докладывал о раскопках в верховье Бугузуна на Алтае в 2009 г. вместе с Кубаревыми и Слюсаренко. Показывал картинки, сравнивал найденные предметы с силласкими. Интересно.
"Сколько зубов было у ваших информантов?"
Аааааа :))) Отлично!
Цумагари-то приехал в итоге?

Очень доставляет англоязычный слайд про отсутствие эвенкийской диалектологии и эвенкийских диалектных словарей. Вот уж казалось бы по эвенкийскому-то всего сейчас дофига.
Приехал. :) Бросился ко мне, когда я обнимался с тетками. Ему сказали, что я приеду. К сожалению, толком пообщаться не удалось. Поговорили лишь во время кофе-брейка.
Мне сказали, что он начал свой доклад с того, что сказал: "Эта конференция запомнится тем, что через столько-то лет встретил Булатову и Атсмана". :)))
Присоединюсь - вопрос про зубы - великолепен!
(живо себе представил)))
Разумеется. Уж кому-кому, а фонетисту должно быть хорошо известно, что отсутствие всего одного зуба влияет на произношение драматически.
Ольга сказала, что селемджинский - шепелявящий диалект, дала послушать запись - у меня уши встали торчком: "Да все ли у него зубы?". И т.д. А когда прочитал у нее, что она записала всего двух информантов, и что информанты всю жизнь прожил в тайге, и что их возраст 58 и 68, что ли, лет, укрепился в своем мнении. Спросил у сидевшей рядом Нади, не кажется ли ей, что мужик беззубый, она ответила, что да, похоже, беззубый. Ольга-то отрицала, что беззубый. Она сказала, что специально выбирала с зубами. :)))
На самом деле, я спросил еще об одной вещи - о среднеязычных и палатализованных, но, сами понимаете, это никому не интересно. :)))

Edited at 2013-12-09 11:17 am (UTC)