ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ, МОНГОЛИИ (2): КУТЕРЬМА ПЕРЕД ПУТЕШЕСТВИЕМ. - ПЕРЕЛЁТ В УЛАН-БАТОР

16 августа

ВСКОРЕ получил ответ: "Согласен. Я дороже остальных: беру шесть тысяч в день". Ммм, двадцать долларов в час при восьмичасовом рабочем дне! Неплохо. Хорошо же живёт Россия! В мои годы сотня долларов в день (в Питере) для гида была верхом желаний. Должно быть, подумал, включает в оплату надбавку за кандидатскую степень или северный коэффициент. Настрочив Ч. благодарственный ответ, позвонил Серебряному Руну (далее - Серебряный): "Гид просит шесть тысяч в день". - "Сколько это в долларах?". - "Сто семьдесят". - "Другого искать нет времени. Сообщите Ч., пусть выезжает в Иркутск и ждёт нас в ночь с понедельника на вторник в Мариотт отеле". - "А программа-то есть?". - "И впрямь. Сейчас пришлю".

Программа пребывания в России была рассчитана на семь дней и выглядела обычной, туристической.

<...>21 АВГУСТА (ЧЕТВЕРГ) ОЛЬХОН, ИРКУТСК
09:00 после завтрака перемещение в Иркутск («уазик», примерно 6-7 часов по грунтовке)
по прибытии на пристань Сяхурта погружение на баржу, по прибытии на противоположный берег перемещение на специально выделенном транспорте
▶ Иркутский областной краеведческий музей
▶Вечный огонь, областная администрация, площадь Кирова
▶ пешая прогулка по Ангаре, единственной реке, берущей начало в Байкале
▶ статуя Александра III, воздвигнутая в честь строительства Трансибирской ж/д магистрали
▶ Спасская церковь
▶ 130-й квартал с восстановленными после пожара 1870 г. домами традиционной постройки (улица кафетериев)
после ужина перемещение на железнодорожный вокзал
отправление из Иркутска в направлении Улан-Удэ
* время отправления на поезде может быть изменено <...>

Эх, Серебряный, Серебряный! Твоему руководителю нужны не царские статуи, а святые горы и озёра, археологические раскопки, черепки с гребенчатым узором и изделия из яшмы и нефрита, которые бы служили неоспоримым доказательством первородства корейской нации и её происхождения из этих мест.

Сочинив на скорую руку русский перевод, отправил Ч. Пусть он водит экскурсантов по своему музею, возможно, знает что-то о родном Улан-Удэ, но мы-то будем путешествовать по огромному краю за пределами его музея и города. Пусть, думаю, изучает, готовится.

17 августа

Позвонил Серебряный: "Вылетаем не в понедельник, а во вторник, и не в Иркутск, а в Улан-Батор. Иркутск отменили, потому что ЕС не нравится, что самолёт прибывает ночью. Спросите у Ч., может ли встретить нас в Улан-Баторе". - "А нужен он в Улан-Баторе?". - "И впрямь. Пусть тогда встречает в Иркутске в среду". Окей!

18 августа

Серебряный прислал смску: "ЕС хочет задержаться в Улан-Баторе. Пусть Ч. встречает нас в четверг". Окей!

18 августа. Чуть позже

Решил глянуть, нужна ли монгольская виза для русских или канадцев. Русским виза нужна, канадцам нет. Очень хорошо. Въеду по канадскому паспорту. Глянул, нужна ли корейцам - ба! Нужна! Позвонил Серебряному - тот: "Нам виза не нужна". - "Кажется, нужна. Вот будет облом, если ЕС задержат на границе". Серебряный пропал до вечера. Вечером прилетела смска: "Визы получил. Таки вылетаем завтра. Сбор в 7:50 у резиденции ЕС. Отправление в девять".

Позже он сказал, что в тот день испытал кошмарный стресс. Всего за пару часов он собрал с отъезжающих паспорта, оплатил срочные визы по сотовому телефону. В два десять сел на КТХ, в монгольское посольство ворвался за пять минут до окончания рабочего дня. Если бы визы не были получены, на его карьере был бы поставлен крест.

19 августа, утро

Взяв чемоданчик, в котором были пара джинсов, несколько футболок, две рубахи, свитер, кофта, лёгкая непромокаемая куртка, пар десять носков, камера, два словаря, рулон туалетной бумаги (за спиной, в рюкзаке, бултыхались вторая камера, лэптоп и корейская книжка про Байкал - её намеревался, несмотря на то, что Серебряный сказал, что мне специально готовиться не надо, прочитать в самолёте и позже в Монголии, чтобы в России быть во всеоружии), побрёл через горку. Дойдя до резиденции, расстался с чемоданчиком, сбегал в институт, разбудил Юстаса (он спал на полу своего офиса), сказал сонному коллеге, что улетаю в Россию, чтобы никому об этом не говорил, и моментально выбежал вон, чтобы избежать ненужных расспросов.

В аэропорт ехал в минивэне телевидения, загруженном чемоданами. Со мной ехали телевизионщик, фотограф, Серебряный, эссеист, которому предстояло написать путевые записки, а также гид-кореец, который в прошлой своей жизни учился в Щукинском училище и всё ещё помнил редкие русские слова. Предводитель и его сестра стартовали позже на серебристом "БМВ". Их на белом "Рено-Самсунге" сопровождали телохранитель и служанка...

Приехав в аэропорт, мы, смерды, в ожидании прибытия головки пошли завтракать.

Но вот прибыла головка. Мы сдали багаж и получили посадочные талоны.

Регистрация сопровождалась скандалом. Девчонка хотела видеть обратные билеты (мало ли, захотим остаться в Монголии, попросить политического убежища) - их у нас не было. Вызвали представителя авиакомпании, высокого тучного монгола. Тот здраво рассудил, что от нас Монголии худо не будет, дал добро на посадку.

В ожидании посадки пошёл в дюти-фри и купил литровую бутылку виски - отметить начало путешествия и блок сигарет - на подарки.

"Боинг" принадлежал "Монгольским авиалиниям".

Самолёт был староват, в креслах отсутствовали индивидуальные мониторы. Предводитель с сестрёнкой разместились в салоне бизнес-класса. У них-то, наверно, всё иначе. Стюард и стюардесса, стоя в проходах, махали в унисон руками, показывая, как спасаться в случае, если упадём в океан. Охватило ощущение, что я перенёсся в прошлое и лечу из Москвы в Красноярск.

Ощущение усилилось, когда разнесли обед. Посуда и столовые приборы были пластмассовые, еда скудная, вино паршивое. Добро пожаловать в Монголию!

Помню, мелькнула мысль, что было бы неплохо в следующий раз заказать кошерную еду, но тут же отогнал её: если закажу, остальные будут завидовать, и команда развалится...

Через три часа полёта "Боинг" полетел низко - внизу показались невысокие дома. Улан-Батор!

Когда приземлились, часы показывали половину пятого (Монголия отстаёт от Кореи на один час).

Аэропорт "Чингисхан" был невелик. Его дни сочтены. Недалеко от Улан-Батора строят новый международный аэропорт. Его открытие запланировано на 2016 год.

Пройдя паспортный контроль, спустились в тесное помещение, где получили багаж. Вышли наружу. Там нас встретили босс местной корейской турфирмы и монгольский гид-переводчик.

Мы погрузились в небольшой автобус и поехали в город.