atsman (atsman) wrote,
atsman
atsman

Categories:

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ И МОНГОЛИИ (11): УЛАН-БАТОР-АЛТАНБУЛАГ

21 августа

КАК я писал, Монголия была у нас, по существу, перевалочным пунктом. Основной целью нашей экспедиции был поиск священной горы Небес - Тяньшаня (кор. Чхонсан), не того Тянь-Шаня, который в Центральной Азии, а того, о котором повествуют "Хроники трёх святых династий" ("Самсонги", тт. 1-2) и который, по мысли нашего босса, располагается подле озера Байкал.

В первой части "Хроник" говорится: "Страна, основанная нашим народом Хван, древнейшая из стран. На небе Сабэннёк (Великого Сияния) пребывает Господь Небесный (Единый) , и лишь он владеет силой Созидания" ("Сабэннёк" многие предшествующие исследователи древнего текста истолковывали как "Сибирь"). Во втором томе говорится: "Первопредок человечества – Набан. Место, в котором Набан впервые встретил Аман, называется Аисаби. Выслушав во сне повеление Небесного Владыки (Санчже), вступили они по доброй воле в супружеские отношения, и являются все люди народа Хван их потомками. <...> В самом начале на горе Чхонсан (Небесная гора) пребывал Хванин; он постиг Путь, и тело его не знало болезней" (перевод мой). И так далее. Наш босс заключил, что Чхонсан находился рядом с Небесным морем, Байкалом. Он - то место, где встретились корейские Адам и Ева. Его-то мы и должны были найти. Разумеется, горы с таким названием рядом с Байкалом нет, но босс был убеждён, что её нужно искать в Северо-Байкальском районе Бурятии. Передохнув денёк в Монголии, мы стартовали на автобусе в Бурятию.

Старт был назначен на семь утра (президент местной турфирмы, предоставивший в наше распоряжение шикарный автобус - интересно, сколько он за него взял? - застращал, что шестьсот километров до Улан-Удэ будем ехать, из-за волокиты на российской таможне, едва ли не сутки, и ведь таки напророчил, проклятущий).

С утра было прохладно (Улан-Батор - самая холодная столица мира). На прощание (я не знал, что вернусь сюда) сфотографировал с балкона рынок и кусок города - чем не Абакан или Нижневартовск?

1

В седьмом часу на моих глазах в тесный двор отеля задом въехал автобус. Погрузили в него чемоданы, инвалидную коляску и коробку с электроодеялом для босса, пакеты с тосираками-бэнто, которыми позавтракаем и пообедаем в дороге...

2

Стартовали. Проехали мимо вокзала и поехали на север.

3

В Монголии за пользование асфальтированной дорогой надо платить. Интересно, если приеду прокатиться на велосипеде, возьмут за пользование асфальтом или нет? Решил, что, если и приеду, объеду толл-гейт по степи. Делов-то. Степь - не горы.

4

Проехали час, два - пейзаж за окном практически не менялся. Степь, небольшие холмы, редкие юрты...

В Википедии написано:

Монголия имеет площадь 1 564 116 км² (18 место в мире, после Ирана) и в основном представляет собой плато ( возвышенная равнина с ровной или волнистой слабо расчленённой поверхностью, ограниченная отчётливыми уступами от соседних равнинных пространств) приподнятое на высоту 900—1500 м над уровнем моря. Над этим плато возвышается ряд горных массивов и хребтов. Самый высокий из них — Монгольский Алтай, протянувшийся на западе и юго-западе территории страны на расстояние 900 км. Его продолжением являются более низкие, не образующие единого массива хребты, получившие общее название Гобийский Алтай.

Как явствует из цитаты, вся страна приподнята. Кажется, я писал о том, что Улан-Батор находится на высоте 1300 метров над уровнем моря.

5

Мы проехали изрядное количество километров, когда водитель сказал: "Здесь последний до границы цивилизованный туалет. Рекомендую прогуляться до него, размять затёкшие члены". Мы пошли в туалет. Я заглянул в столовку, увидел аппетитные чебуреки, хар шол (суп с мясом, картошкой), но мои спутники напомнили о тосираках.

6

7

8

Дорога, по которой мы ехали - одна из двух или трёх главных автомагистралей страны. Она сначала представляла собой довольно широкое, асфальтированное полотно шириной в две полосы, потом сузилась до практически одной, и нашему водителю время от времени приходилось притормаживать, пропуская редкий встречный транспорт.

В последнее время в Монголии ведётся интенсивное строительство дорог. В 2007 г. в ней было 2 тысячи 600 км асфальтированных дорог (ещё 3 тысячи 900 км были гравийными, остальные тысячи километров представляли тропы в степи), в прошлом году уже 4 тысячи 800.

Где-то перед поворотом на Эрденет мы стали невольными участниками ДТП. Случилось так, что в одно время в одном месте оказалось две или три машины. Одно из авто чуток задело другое - мы встали и загородили дорогу. Через полчаса образовалась пробка.

9

В результате жарких споров на монгольском языке водители решили разъехаться и встретиться вновь у поста ГАИ. У поста нашего водителя ожидал долгий допрос блюстителей дороги.

10

Примерно через час или два нас отпустили. Мы доехали до Дархана, когда нас снова остановила ГАИ. Мы встали и снова увидели давешних участников ДТП. Две разборки с ГАИ, а вовсе не российская таможня, стали причиной нашего позднего прибытия в Улан-Удэ.

Как видно, монгольские дороги, несмотря на свои габариты, сущностно мало чем отличаются от прочих дорог мира.

11

Я прогулялся до моста через дорогу и сфотографировал - с исследовательской целью - статую Будды, городок, травы...

12

Дархан - третий по величине и значимости город Монголии.

13

14

Здесь, используя вынужденную остановку, позавтракали-пообедали. До границы оставалось чуть больше ста километров.

15

Около четырёх часов пополудни, проехав за восемь с половиной часов триста пятьдесят километров, мы прибыли в Алтанбулаг (если произносить на русский манер, ударение следует ставить на у), крупнейший пограничный переход на российско-монгольской границе. До Улан-Удэ оставалось 233 км.

Лет десять назад власти, должно быть, памятуя о прошлом (Алтанбулаг при китайцах был торговым посёлком, Маймаченом), объявили его свободной экономической зоной, однако объявление не изменило его. Он как был, так и остался небольшим посёлком, райцентром, с единственной асфальтированной дорогой и бродячими собаками-попрошайками. Поскольку мы к свободной зоне интереса не питали, решили посетить туалет, расположенный в единственном в зоне отеле-ресторане. Кто его знает, сколько времени проведём на границе?

Ритуал посещения туалета был неизменно один и тот же. Телохранитель с чемоданчиком в руках шёл в туалет, проверял, нет ли там кого-либо или чего-либо неподобающего. Не обнаружив ничего необычного, запускал внутрь босса. Сам оставался снаружи и охранял подступы. Следом за боссом в туалет шла сестра...

Я человек гордый, независимый, но, главное, неприхотливый, поэтому своей очереди дожидаться не стал, а пошёл в привычный с детства туалет типа сортир...

Сделав дела, встретились в буфете, где надулись растворимого кофе и наелись российского шоколада.

16

Вопреки угрозам президента турфирмы, проникновенние в Россию было недолгим - всего час или полтора.

17

Пройдя монгольский паспортный контроль, погрузились в автобус, встали перед Россией. В ожидании команды вышли из автобуса. Спутники принялись фотографироваться на память с улыбчивыми монгольскими пограничниками - девушкой и парнем. Девушка на госслужбе, парень - срочник. Оба не женаты. Потому улыбчивы?

18

19

Вдали, на российской территории, виднелся храм. Ёкнуло сердце: как-то встретит Родина? Срок моего паспорта заканчивается в конце ноября. Впустить-то, может, меня и впустят, а вот выпустят ли?

20

Вдруг ворота открылись, оттуда крикнули: "Автобус проезжает первым". Мы объехали стоявшую впереди машину и въехали в ворота. Водитель открыл дверь, в автобус вошла грузная немолодая женщина в куртке, навела на нас какой-то прибор. Все поняли без слов: "Никому не двигаться! Руки вверх!", на лицах изобразился испуг. Мы в Раше, о которой слышали так много страшного!

Тётя, увидев наш испуг, засмеялась и сказала: "Переводчик есть? Скажите, что это санитарный контроль". Я перевёл, спутники облегчённо перевели дух. Тётя прошлась, наводя прибор поочерёдно на каждого из нас, по салону. Выходя, ещё раз улыбнулась и ласково сказала: "Счастливого пути!". Как приятно видеть улыбку на лице сотрудника российского госоргана, слышать от него ласковое слово! Спасибо!

Прохождение паспортного и таможенного контроля вкупе заняло считанные минуты - пять или десять.

Заминка произошла с парой сиятельных сиблингов. Босс, держащий трёхлетний траур, отрастил бородку, и паспортистка на пару минут дольше обычного смотрела на него, сравнивала с фото в паспорте. Я объяснил причину появления бородки. Паспортистка улыбнулась, поставила печать в паспорт. У сестрёнки была проблема со сроком годности паспорта: он был выдан на год. Кяхтинская девушка-паспортистка такой паспорт, должно быть, видела впервые. Она велела сестрёнке дожидаться и пошла с паспортом к боссу. Выйдя, спросила: "Спросите у неё, почему паспорт выдан на один год?". Я спросил - сестрёнка молчала бука букой . Писатель сказал: "Скажите, что это экстренный паспорт, что он дешевле". Я перевёл, паспортистка поставила штамп: "Добро пожаловать в Россию. Счастливого пути". Вот она какая, Россия! Не то, что Канада. Канадские паспортисты задают неприятные вопросы: "Зачем пожаловали в Канаду? Ах, домой приехали? А кто вас ждёт дома? Жена? А вы уверены, что она до сих пор ваша жена?".

Прохождение мною паспортного контроля было самым быстрым. Девушка шлёпнула печать и сказала: "Обратите внимание на срок годности паспорта"...

Мы въехали в Россию и некоторое время до и после Кяхты ехали по превосходной асфальтированной дороге. Я стал горделиво поглядывать на своих спутников, но поглядывать пришлось недолго. Дорога превратилась в прежнюю, узкую монгольскую, и автобус снова закачало на ухабах...

На полпути остановились и доели тосираки. В Улан-Удэ приехали после девяти. В гостинице "Бурятия" нас ждал Ч.
Tags: mongolia, Монголия, Улан-Батор
Subscribe

Posts from This Journal “mongolia” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments