atsman (atsman) wrote,
atsman
atsman

Categories:

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ И МОНГОЛИИ (14): УЛАН-УДЭ (3). ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ

22 августа. 15:30-19:15

ГДЕ-ТО прочитал, что этнографический музей народов Забайкалья, музей под открытым небом - государственное автономное учреждение культуры Республики Бурятия. Долго пытался сообразить, как учреждение может быть "государственным" и "автономным" и зачем нужно писать об этом, потом понял, что это оставшийся с прежних времён казённый язык, и махнул на него рукой.

Желающие могут почитать про музей, пойдя по ссылке выше. Много фотографий и несколько публикаций сотрудников музея нашёл на rubur.ru. Среди выложенных статей нашёл пару про хуннские гробницы, которые написал земляк, Денис Миягашев. Он, к слову, бывший кореист. Учился вместе с моей племянницей. Я поговорил с ним по телефону. К сожалению, в тот день он уезжал на раскопки.

На площади перед музеем было не протолкнуться. Она была заполнена украшенными ленточками машинами, между ними стояли, беседовали и смеялись нарядно одетые люди, звенели бокалы, смирная лошадь покорно ожидала седока - не то невесту, не то жениха. Свадьба! Должно быть, музей здесь входит в список священных мест, ритуальное паломничество по которым совершают в сопровождении родственников и друзей брачующиеся, прежде чем сесть за стол и позже вечером возлечь на брачное ложе. В Москве едут на Красную площадь, к храму Христа Спасителя, в Питере на Пискарёвку, а в Улан-Удэ, должно быть, возлагают цветы к постаменту, на котором стоит Голова, потом едут в музей...

8

Поглазев и вникнув в особенности русской национальной свадьбы, мы пошли смотреть камни, которые были внутри ограды...

Чтобы не писать текст самому (да и кому интересно читать про камни, про древность?), решил позаимствовать его с сайта музея. Заимствовать, впрочем, было нечего. То, что написано ниже с отступом - всё, что нашёл на сайте.

Несколько примечаний к тексту.

"Забайкалье" - обширная территория Сибири к востоку от Байкала, включающая в себя Бурятию, Читинскую область, часть Иркутской. К слову, ему здесь противопоставляется "Прибайкалье", или "Предбайкалье", которое включает в себя земли, лежащие к западу от Байкала. Понятно, что эти названия даны с европоцентристской точки зрения - если смотреть со стороны Урала, Москвы. Если бы названия дали владивостокцы, всё было бы наоборот.

Курыканы ("три племени курыкан", в китайских источниках - гулигань) - древний народ, обитавший в этих краях примерно в VII—VIII вв. н. э. Я сказал о возможном притягивании за уши гули~ кури (я уже говорил, что есть люди, которые верят, что предки хори, хоринских бурят, имели отношение к предкам корейцев), но моим спутникам не понравилась даже гипотетическая связь с племенем, о котором древние писали, что оно дикое и, к тому же, каннибалы.

Херексуры, они же керексуры (монг. хиргисүүр ~ хиригсүүр) - погребения, представляющие собой грунтово-каменную насыпь, огороженные каменными оградками овальной или квадратной формы, либо (часто) двумя оградками - внутренней округлой и наружной квадратной.

Группа экспонируемых памятников археологического комплекса дает представление о бронзовом и раннем железном веке (I-II тыс. до н.э.). В экспозицию включены плиточные могилы в виде каменных ящиков, скрытых в земле и обставленных большими плитами в форме четырехугольника, перевезенные из окрестностей с. Кибалино в долине р. Селенги, района р. Шубугуй, местности «Ключи» Иволгинского района. Эти захоронения сопровождают высокие каменные столбы – «сторожевые» и «оленные» камни с выбитыми на них тамгами или изображениями птицеобразных оленей, лошадей, солнечных символов. В стороне от плиточных могил находится часть небольшой скалы, вывезенной из окрестностей г. Улан-Удэ, с петроглифами, сделанными красной охрой около двух с половиной – трех тысяч лет назад скотоводами позднего бронзового и раннего железного веков Забайкалья. Также в экспозиции представлены памятники курыкан (шатровые могилы с острова Ольхон) и селенгинских уйгуров (херексуры Забайкалья).

9

10

11

12

Ч. завёл в павильон, где мой земляк соорудил точную копию раскопанной им хуннского захоронения.

13

14

Посмотрели на эвенкийский чум, сосчитали количество шестов, пытаясь найти числовое указание на Семь Звёзд (Большую Медведицу). В таких чумах я провёл немало дней и ночей в 70-80-х, когда ездил в экспедиции в Эвенкию...

15

16

17

В половине шестого вечера мы, несмотря на уговоры Ч., который хотел показать нам остальные экспозиции музея, сели в автобус и поехали на север. По плану мы должны в тот день доехать до Баргузина (320 км) или хотя бы до Усть-Баргузина (270 км). Ч. сказал, что в окрестностях Курумкана много относительно высоких гор, одна из которых, возможно, и есть Небесная гора из корейской хроники. Однако я не был настроен оптимистично ни относительно Курумкана, ни относительно Баргузина, ни даже относительно Усть-Баргузина. Во-первых, большая часть четырёхсоткилометрового пути представляла собой грунтовку, во-вторых, в глуши, куда мы направлялись, не было превосходных отелей с президентскими люксами. Серебряный и выпускник Щукинского, спрятавшись в конце автобуса, вели непрерывный поиск жилища на сегодняшнюю ночь...

Первые сто пятьдесят километров мы проехали по приличной асфальтированной дороге. В начале восьмого автобус вдруг свернул в сторону, поехал среди деревьев, Ч. торжественно объявил: "Встреча с дедушкой-Байкалом!". Мы глянули вперёд - перед нами расстилалась бескрайняя водная гладь.
Tags: Бурятия, Россия, Улан-Удэ, история, музеи
Subscribe

Posts from This Journal “Бурятия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments