Tiger and Magpie

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ И МОНГОЛИИ (14): УЛАН-УДЭ (3). ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ

22 августа. 15:30-19:15

ГДЕ-ТО прочитал, что этнографический музей народов Забайкалья, музей под открытым небом - государственное автономное учреждение культуры Республики Бурятия. Долго пытался сообразить, как учреждение может быть "государственным" и "автономным" и зачем нужно писать об этом, потом понял, что это оставшийся с прежних времён казённый язык, и махнул на него рукой.

Желающие могут почитать про музей, пойдя по ссылке выше. Много фотографий и несколько публикаций сотрудников музея нашёл на rubur.ru. Среди выложенных статей нашёл пару про хуннские гробницы, которые написал земляк, Денис Миягашев. Он, к слову, бывший кореист. Учился вместе с моей племянницей. Я поговорил с ним по телефону. К сожалению, в тот день он уезжал на раскопки.

На площади перед музеем было не протолкнуться. Она была заполнена украшенными ленточками машинами, между ними стояли, беседовали и смеялись нарядно одетые люди, звенели бокалы, смирная лошадь покорно ожидала седока - не то невесту, не то жениха. Свадьба! Должно быть, музей здесь входит в список священных мест, ритуальное паломничество по которым совершают в сопровождении родственников и друзей брачующиеся, прежде чем сесть за стол и позже вечером возлечь на брачное ложе. В Москве едут на Красную площадь, к храму Христа Спасителя, в Питере на Пискарёвку, а в Улан-Удэ, должно быть, возлагают цветы к постаменту, на котором стоит Голова, потом едут в музей...

8

Поглазев и вникнув в особенности русской национальной свадьбы, мы пошли смотреть камни, которые были внутри ограды...

Чтобы не писать текст самому (да и кому интересно читать про камни, про древность?), решил позаимствовать его с сайта музея. Заимствовать, впрочем, было нечего. То, что написано ниже с отступом - всё, что нашёл на сайте.

Несколько примечаний к тексту.

"Забайкалье" - обширная территория Сибири к востоку от Байкала, включающая в себя Бурятию, Читинскую область, часть Иркутской. К слову, ему здесь противопоставляется "Прибайкалье", или "Предбайкалье", которое включает в себя земли, лежащие к западу от Байкала. Понятно, что эти названия даны с европоцентристской точки зрения - если смотреть со стороны Урала, Москвы. Если бы названия дали владивостокцы, всё было бы наоборот.

Курыканы ("три племени курыкан", в китайских источниках - гулигань) - древний народ, обитавший в этих краях примерно в VII—VIII вв. н. э. Я сказал о возможном притягивании за уши гули~ кури (я уже говорил, что есть люди, которые верят, что предки хори, хоринских бурят, имели отношение к предкам корейцев), но моим спутникам не понравилась даже гипотетическая связь с племенем, о котором древние писали, что оно дикое и, к тому же, каннибалы.

Херексуры, они же керексуры (монг. хиргисүүр ~ хиригсүүр) - погребения, представляющие собой грунтово-каменную насыпь, огороженные каменными оградками овальной или квадратной формы, либо (часто) двумя оградками - внутренней округлой и наружной квадратной.

Группа экспонируемых памятников археологического комплекса дает представление о бронзовом и раннем железном веке (I-II тыс. до н.э.). В экспозицию включены плиточные могилы в виде каменных ящиков, скрытых в земле и обставленных большими плитами в форме четырехугольника, перевезенные из окрестностей с. Кибалино в долине р. Селенги, района р. Шубугуй, местности «Ключи» Иволгинского района. Эти захоронения сопровождают высокие каменные столбы – «сторожевые» и «оленные» камни с выбитыми на них тамгами или изображениями птицеобразных оленей, лошадей, солнечных символов. В стороне от плиточных могил находится часть небольшой скалы, вывезенной из окрестностей г. Улан-Удэ, с петроглифами, сделанными красной охрой около двух с половиной – трех тысяч лет назад скотоводами позднего бронзового и раннего железного веков Забайкалья. Также в экспозиции представлены памятники курыкан (шатровые могилы с острова Ольхон) и селенгинских уйгуров (херексуры Забайкалья).

9

10

11

12

Ч. завёл в павильон, где мой земляк соорудил точную копию раскопанной им хуннского захоронения.

13

14

Посмотрели на эвенкийский чум, сосчитали количество шестов, пытаясь найти числовое указание на Семь Звёзд (Большую Медведицу). В таких чумах я провёл немало дней и ночей в 70-80-х, когда ездил в экспедиции в Эвенкию...

15

16

17

В половине шестого вечера мы, несмотря на уговоры Ч., который хотел показать нам остальные экспозиции музея, сели в автобус и поехали на север. По плану мы должны в тот день доехать до Баргузина (320 км) или хотя бы до Усть-Баргузина (270 км). Ч. сказал, что в окрестностях Курумкана много относительно высоких гор, одна из которых, возможно, и есть Небесная гора из корейской хроники. Однако я не был настроен оптимистично ни относительно Курумкана, ни относительно Баргузина, ни даже относительно Усть-Баргузина. Во-первых, большая часть четырёхсоткилометрового пути представляла собой грунтовку, во-вторых, в глуши, куда мы направлялись, не было превосходных отелей с президентскими люксами. Серебряный и выпускник Щукинского, спрятавшись в конце автобуса, вели непрерывный поиск жилища на сегодняшнюю ночь...

Первые сто пятьдесят километров мы проехали по приличной асфальтированной дороге. В начале восьмого автобус вдруг свернул в сторону, поехал среди деревьев, Ч. торжественно объявил: "Встреча с дедушкой-Байкалом!". Мы глянули вперёд - перед нами расстилалась бескрайняя водная гладь.

Posts from This Journal by “Бурятия” Tag

Я могу объяснить как учреждение может быть государственным и автономным, ибо и сам работаю в подобном :)))
Жалование сотрудникам платит государство, а вот расходы на свое содержание контора должна зарабатывать сама. Зачем об этом писать - я тоже не знаю, но считающиеся большими госучреждения должны это обстоятельство у себя в вывесках указывать.
Было бы разумным позволить сотрудникам иметь деньги и с того, что зарабатывает контора. :)
Помнится в подмосковном Фрязино одно время существовал Центральный Региональный Центр (МЧС). Потом их таки разогнали, хотя, боюсь, не за вывеску.
Занятно. Но гора, как же священная гора? Ведь надо отчитаться за поездку!..

Тссс... Разгадка следует в "Путешествии №20". :)))
Это не старый бюрократический язык, это как раз самый новояз
не могу молчать!!
уже сколько времени я просто хожу в жж, чтобы читать ваши записки путешественника. всё, больше сказать нечего.

PS школа просто началась, времени совсем перестало хватать на забавы.
Я в растерянности. Что делать? Перестать писать, чтобы вы могли спокойно ходить в школу? :)
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ И МОНГОЛИИ (14): УЛАН-УДЭ (3). ЭТНОГР
User monitor_03 referenced to your post from ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ И МОНГОЛИИ (14): УЛАН-УДЭ (3). ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ saying: [...] у в ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ И МОНГОЛИИ (14): УЛАН-УДЭ (3). ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ [...]
Хороши путешествия... А наш университет тоже - ФГАОУ (федеральное государственное автономное образовательное учреждение). И за счет этого зарплаты выше (государственная + надбавка за счет внебюджетных средств). Как я понимаю, есть право зарабатывать, а главное - право свободнее распоряжаться заработанным. Правда, зарплата повыше - единственный плюс, не закрывающий для меня многих минусов, но они присущи всем вузам, да и не по теме поста;-) Так что я лучше не на свое начальство дуться буду, а вместе с Вами на Байкал отправлюсь.
Так, кажется, сейчас во всех вузах. Стало быть, они все - ФГАОУ? Получается, какой-нибудь Пятигорский университет - Пятигорский ФГАОУ государственный университет имени Лермонтова?
Виктор Данилович, я вам вчера на почту яху письмо отправила, посмотрите, пожалуйста :-)
Сейчас гляну.
(У меня мессенджер не работает уже несколько дней, и у меня накопилось сотни непрочитанных писем).