atsman (atsman) wrote,
atsman
atsman

Categories:

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ И МОНГОЛИИ (27): В УСТЬ-ОРДЫНСКОМ

26 августа, 12:30-17:00

Усть-Ордынский, куда мы ехали по дороге, по которой ехали из Сахюрты накануне - центр Усть-Ордынского Бурятского округа, единственной административно-территориальной единицы Иркутской области с особым статусом. До 2008 г. округ был самостоятельным субъектом РФ (тогда он именовался Усть-Ордынский Бурятский автономный округ). Меня интересовала история не только округа, но и всей обширной территории к западу от Байкала. Ведь она связана с историей моего народа. В хулиганской статье "Википедии" (надо будет глянуть, кто приложил руку - дебил или первоклассник, надо же было додуматься написать "Чернокровый Альянс палеолите", "предоставляли государству руководителей", "считались связанными" и всё такое) сказано (текст оставил как есть, лишь с целью экономии места убрал абзацы, номера сносок):

Чернокровый Альянс палеолите. Тогда же появились первые археологические памятники, датируемые в рамках от 300 тысяч до 3 млн лет назад по максимальным оценкам. Протомонгольские племена проживавшие здесь создали так называемую культуру плиточных могил. Первые государства на территории южной Сибири возникли в IV—III веках до н. э. Древнекитайские летописи называли его создателей народ «динлины» (кит. 丁零), а государство — «Динлин-го» (丁零国). Динлины обитали на западе Байкала. Около 201 года до н. э. государство Динлин было разгромлено войсками хунну. На рубеже нашей эры территория составляла северную часть государства Хунну (кит. 匈奴 сюнну) — древнего кочевого народа, с 220 года до н. э. по II век н. э. населявшего Монгольское плато. Монгольские учёные относят Хунну к протомонголам. Согласно широко распространённому мнению, часть хунну дошла до Европы и, смешавшись с уграми, дала начало новому народу, который в Европе известен под названием гунны) После разгрома Динлин войсками хунну в Хакасско-Минусинскую котловину передвинулось тюркоязычное племя кыргызов. В 93 году монголоязычные сяньби (93 - 234) начали занимать хуннские земли, а часть хуннов влилась в состав сяньби. В середине III века держава сяньби распалась. Территория южной Иркутской области до VI века являлась частью монголоязычного Жужаньского каганата (330—555). В VI—VII веках кыргызы с подвластными таежными народами образовали периферийный удел центральноазиатских государств во главе с наместником — эльтебером. В VIII веке — сепаратистская область во главе с собственными беками и иналами, претендующими на ханское достоинство (см. Барс-каган). В IX веке — быстро расширяющаяся агрессивная степная империя с обожествляемым каганским родом. В 840 году это государство уничтожило Уйгурский каганат, распространило свою власть на Туву и Монголию но они обитали в Хакасии. Преследуя остатки уйгуров, кыргызы с боями дошли до Иртыша и Амура, вторглись в оазисы Восточного Туркестана. Этот период истории В. В. Бартольд назвал «кыргызским великодержавием». Кыргызы предоставляли государству высших военных и административных руководителей. Они считались связанными и династийно, и через брачные отношения с правящими домами Китая и других сопредельных стран.

Но довольно цитат из хулиганских статей! Напишу-ка лучше об Усть-Ордынском краеведческом музее, который находится в Усть-Ордынском Усть-Ордынского Бурятского округа.

24 февраля 1944 г. бюро окружкома КПСС Усть-Ордынского Бурят-Монгольского национального округа приняло постановление об организации в Усть-Орде краеведческого музея. Принимая решение, бюро имело в виду пустить под музей долгострой, который принадлежал Эхирит-Булагатскому району и в котором первоначально планировалось разместить школьный интернат (здание было сооружено методом народной стройки колхозниками сельхозартели им. XVII партсъезда и представляло собой сруб без окон, дверей, потолка и пола). 9 февраля 1946 г. исполком Усть-Ордынского Совета народных депутатов трудящихся принял решение о передаче сруба музею и изыскании 25 тысяч рублей на покупку и ремонт. Иркутский облоно воспротивился решению сельского исполкома...

О музее, его структуре, экспозициях и выставках можно почитать, пойдя по ссылке выше.

Семьдесят километров до окружного центра ехали по асфальтированной дороге, проложенной по поросшим редкими рощами и борами низким пологим увалам. Приехав в Усть-Ордынский, нашли музей. Вошли во двор музея - к нам, словно кто невидимый дал отмашку, вышел высокий статный усатый дядя в национальной одежде - ни дать ни взять нукер Чингисхана. Повелительным жестом остановил нас - мы повиновались. Он чиркнул спичкой, поджёг лежавшие на железном подносе деревяшки, знаком показал, чтобы мы, каждый из нас, трижды провели над огнём ногу, после чего открыл рот и загудел, словно иерихонская труба, славословие. То был ритуал приветствия дорогих гостей.

6

7

Откуда ни возьмись, у нашего хозяина в руках появилась чашка с молоком - физиономия у него при этом была совершенно прохиндейская.

8

9

Покончив с ритуалом, пошли к зданию музея. Там нас встретили две дамы - директор и энергичная Афталина Гармаевна Арзаева, экскурсовод. Директор завела в музей и после нескольких слов покинула нас. А.Г. повела по залам...

Люблю музейных экскурсоводов, особенно провинциальных! Они знают об экспонате всё, что о нём знают учёные, и дальше чуточку больше и глубже! Поэтому посещение иного музея напоминает мне школьный урок. Экскурсовод - классный руководитель, нет, директор школы, мы - напроказившие ученики. Стоит задать вопрос, как классный зыркает в твою сторону: "Как не стыдно знать этого!" и, ответив на твой вопрос, выносит безмолвный приговор: "Садись, Атсман! Два".

А.Г. - человек дела. Она водила нас из комнаты в комнату и рассказывала и про историю и народы и племена, и про тотемы, и про семантику преисполненных мудрости народных предметов... Босс пытался несколько раз поставить её в тупик. Так, выслушав очередное объяснение, он ни с того ни с сего задавал дурацкий вопрос: "Сколько он сантиментров в длину?", "Чем он у западных бурят отличается от такого же у восточных?" или "А почему у подставки под котёл три ножки?". А.Г. прибегала к излюбленному методу экскурсоводов. Она, ничуть не смутясь, говорила: "Попробуйте поставьте котёл на две ножки" и продолжала говорить своё. Босс только щурился от удовольствия.

Поскольку я был по уши занят переводом, фотографий музея нет.

Музей (сокр. ОГБУК Музей УОБО, полное наименование: Областное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный национальный музей Усть-Ордынского Бурятского округа", где "государственный", должно быть, означает, что он принадлежит государству, а "национальный" - что он посвящён какой-то нации, но я не уверен в этом), как и прежде, располагается в деревянном строении. Площадь залов, отведённых под экспозиции - более 300 кв. м. Несмотря на то, что музей государственный национальный бюджетный, он старательно зарабатывает деньги - капитализм! Экскурсии платные, фотосъёмка тоже. Поскольку Усть-Ордынский округ живёт при капитализме, в котором, как известно, неизбежно разделение на классы, которых нет при социализме, то и фотосъёмка в музее тоже делится на классы - любительскую и профессиональную. Соответственно, два класса и стоят по-разному: одна стоит 100 рублей, вторая - 300. Профессиональная видеосъёмка стоит и того дороже - 2 тысячи 500 руб в час. Среди спонсоров музея есть кореец: г-н Пак Су Кван, "президент Южно-Корейской фирмы".

Покончив с экскурсией, мы вышли наружу, и тут, словно кто невидимый дал отмашку, появился давешний рослый дядя, махнул: "Идите сюда!". Мы пошли в ту сторону, он мазнул наши лбы одной из давешних головёшек, пропустил внутрь следующего двора. Мы вошли - грянул бурятский хор. Нас встречал фольклорный ансамбль...

10

Двор, в который мы попали, был двором усадьбы зажиточного бурята. В нём стояли бревенчатые избы, юрта... Мы уселись на стулья, и местные артисты запели и затанцевали. Зрителями были только мы. Представление под небом Бурятии только для нас носило фантастический, феерический характер. Голоса и танцы, надо сказать, были замечательные.

11

12

13

14

15

Один из номеров представления был с нашим участием. Усатый предложил одному из нас схватиться с участником ансамбля: "Победителю схватки будет присуждён титул орла!". Мы отрядили фотографа, который некогда занимался борьбой...

16

17

18

Схватка проходила с переменным успехом. В какой-то момент показалось, что наш фотограф одолевает, но тут босс крикнул: "Поддайся, что ли", фотограф дрогнул и не замедлил оказаться на земле. Несмотря на поражение, ему присудили следующий, низший титул, заставили исполнить танец орла, выслушать песню-славословие...

19

Пока исполнители и зрители фотографировались на память, кричали по команде усатого "Урагшаа!" ("Вперёд!"), я прокрался к оставшимся без присмотра музыкальным инструментам.

Иочин - цимбала с корпусом в форме трапеции. Д.Д. Дондокова и В.И. Рассадин пишут, что иочин (халха-монг. ёочин) пришёл из Китая. В самом Китае юй считается заморским инструментом.

20

21

Шанзы (или чанза, шанза) - весьма оригинальный щипковый инструмент типа домбры, корпус резонатора которого обтянут змеиной кожей. Традиционно у него три струны. Инструмент, на котором играла девушка из ансамбля, похоже, усовершенствованный, оркестровый - добавлена четвертая струна.

Спросил у усатого, откуда здесь такая кожа - он ответил: "Известно, откуда - от вас, из Китая".

22

Приехав в музей, мы словно очутились на заводском конвейере - нас передавали из рук в руки. Мы пошли было к выходу, но тут из юрты, словно кто невидимый дал отмашку, вышел одетый в зимнюю одежду мужик, поклонившись, пригласил внутрь. Мужик оказался (так он сказал) шаманом.

Мужик рассадил нас - женщин справа, мужиков слева, что-то приговаривая скороговоркой, начал обряд пожелания доброго пути. Опасаюсь шаманов! Имею в виду настоящих шаманов. Они могут сотворить с тобой что угодно. Этот показался ненастоящим или начинающим шаманом. Он не сказал и не сделал ничего подозрительного, лишь дал каждому по ленточке, подобию хадака, велел повязать на подобие сэргэ и сказал общее благопожелание. Впрочем, с ленточками вышло занятно, чуть ли не по-шамански.

Шаман вручил нам по ленточке, каждому разного цвета. Мне дал белую. Остановившись напротив Ч., спросил: "Наш, что ли?" и, услышав утвердительный ответ, дал жёлтую ленточку, сопроводив словами: "Пусть у тебя будет много денег". Я воскликнул: "Я тоже свой! Дайте мне жёлтую!", но шаман не слушал меня и давал ленточку следующему. Прошло несколько дней, и всё вышло, как сказал шаман: Ч. получил щедрое вознаграждение за своё путешествие с нами, а я получил шиш, ни копейки, и по-прежнему пребываю с чистыми помыслами!

23

Мы вышли из юрты, направились к выходу. Здесь нас снова, словно кто невидимый дал отмашку, отловила директор музея...

Попрощавшись с выдающейся дамой, направились к автобусу, и тут я боковым зрением увидел, как давешний шаман, теперь уже одетый в цивильную одежду, втихаря, бочком пробирается в музей. Тут меня озарило: не иначе он - сотрудник музея.

Обедали в столовой на большой дороге за околицей. Выехали из села, сделали круг... Обед символизировал русско-бурятскую дружбу: на первое была лапша в глиняных горшочках, на второе были позы.

24

Назавтра предстояло совершить более долгий автопробег в Аршан.
Tags: Иркутская область, Усть-Ордынский, буряты, музеи
Subscribe

Posts from This Journal “буряты” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments

Posts from This Journal “буряты” Tag