atsman (atsman) wrote,
atsman
atsman

Categories:

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ И МОНГОЛИИ (33): ХОЙМОРСКИЙ ДАЦАН "ДЭЧЕН РАВЖАЛИН"

28 августа, 10:30-11:40

ВЕРНУЛСЯ в расположение экспедиции и узнал, что поход в горы отменён - босс решил возвращаться в Иркутск. Что за дела? Стоило ехать за тридевять земель, чтобы, по сути, просто провести ночь в деревянном доме! Дом можно было найти в Иркутске. Мне сказали, что вчерашняя вечерняя прогулка по заваленному валунами берегу Кынгырги дала понять, насколько сложен маршрут - ноги сломаешь, а на гору с инвалидной коляской не пойдёшь. И то верно. Место, куда мы прогулялись накануне - всего лишь подступы к ближайшей горе. Чтобы подняться на неё, на высоту около двух тысяч метров, нужно топать не то десять, не то пятнадцать километров и отдать этому, по крайней мере, один день. А и то, Саяны - это не шутка. Восточные Саяны, в пределах которых находятся Тункинские Гольцы - грандиозная горная страна длиной в тысячу километров, что сравнимо с протяжённостью Корейского полуострова. Высота хребтов - 2000-3000 м. Высшая точка Восточных Саян — Мунку-Сардык (3491 м), который чуть ли не в два раза выше пологого Халласана (1950 м).

Я сказал: "Тут есть дацан". "Где он?". - "Рядом. Просто он не выглядит как дацан и потому незаметен".

Дацанов в крошечном Аршане два. Один - Хойморский дацан "Бодхидхарма", центральный храм бурятского религиозного объединения "Майдар". Второй, тот, который под боком - Хойморский дацан "Дэчен Равжалин" конкурирующей с первым Буддийской традиционной сангхи России. В моей бедовой головушке мелькнули два сравнения. Одно с Кореей, где церкви в каждом квартале. Второе с Безенчуком и "Нимфой", туды её в качель.

Ниже краткий очерк истории двух дацанов. Текст взят с информационно-коммуникационного портала про буддизм "В буддизме". Орфография и пунктуация оригинала.

В прошлом, в начале XX века в поселке существовал Хандагайтайский, или Аршанский, дацан как его еще называли. Он был основан Агваном Доржиевым. В 1917 году по просьбе монахов и мирян Тунки, желавших перенести на новое место тункинский Кыренский дацан, Хамбо лама Агван Доржиев выбрал под место строительства подножье горы Мандарга. По завершении строительства жители окрестных сел построили дом и для Доржиева, поскольку он часто навещал новый дацан. По настоянию Агвана Доржиева в дацане были введены порядки, позднее получившие развитие в обновленческом движении в буддизме в условиях зарождающейся советской антирелигиозной политики в 1920-е годы. Например, все имущество дацана было признано коллективной собственностью коммуны монахов, насчитывавшей тогда до 200 человек. Они вели собственное хозяйство: сеяли хлеб, выращивали картофель. Помимо обязательной буддийской образовательной программы в дацане преподавался русский язык. Дацан имел отличия и в ритуально-культовой практике, проводил ежегодные ритуалы почитания предков. Но уже через 10 лет, в 1927 году, дацан закрыли. В 30-е гг XX века одинаковая трагическая судьба постигла бурятских лам, все они были репрессированы. Имущество дацана было национализировано, оно отошло колхозу им. Сталина, несколько домов передали курорту "Аршан". Здание главного храма дацана отдали колхозу села Галбай. Личный дом Доржиева вывезли в село Номто-Хобок и разместили там почту.

В начале 90-х годов прошлого века по просьбе буддийской сангхи колхоз "Восточные Саяны" вернул этот дом буддистам. Это здание стало храмом нового дацана, восстанавливаемого в местности "Святая поляна" возле поселка Аршан. В 1991 году дацан был освящен ламой Самаевым, бывшего в то время настоятелем Санкт-Петербургского дацана "Гунзэчойнэй". Новый дацан получил название "Бодхидхарма". На территории дацана были возведены две ступы, а бывший дом Доржиева стал главным храмом комплекса. В 1999 году было основано ЦРО "Майдар" ламой Самаевым, и Хойморский дацан "Бодхидхарма" стал штаб-квартирой этой организации. В 1996 году настоятелем дацана был избран Данзан-Даши Шаглахаев, он возглавляет ЦРО "Майдар". Ламы дацана "Бодхидхарма" придерживаются традиций, существовавших в прежнем Хандагайтайском дацане, основанном Агваном Доржиевым.

В 2000 году в поселке Аршан был учрежден дацан "Дэчен Равжалин". Хуралы проводятся во временном помещении, приспособленном под храм-дуган, в котором ведутся традиционные буддийские службы - хуралы. Рядом идет строительство дацана, который будет возведен в соответствии в канонами храмовой буддийской архитектуры. Дацан принадлежит Буддийской традиционной Сангхе России.

Буддийская традиционная сангха России (БТСР) вполне традиционна: Глава БТСР Д. Б. Аюшеев придерживается позиции школы Гелуг и жёстко высказывается относительно других буддийских школ: «Сангха — это Гелуг, поэтому ко всем остальным течениям и школам в буддизме, таким как дзен-буддизм или карма-кагью, Сангха должна относиться, как православные к пятидесятникам». <...> 24 августа 2009 года БТСР признала Дмитрия Медведева, посетившего Иволгинский дацан, воплощением Белой Тары, считающейся в буддизме бодхисаттвой-целительницей, приносящей удачу. Данное признание является возрождением традиции, согласно которой хамбо-лама присягал на верность каждому российскому императору или «Белому царю», признавая его воплощением Белой Тары и «распластываясь на земле» перед правителем при встрече.

В конце 90-х прошлого столетия в буддийской общине Бурятии (и России) произошёл раскол. Раскольником стал лама Данзан-Хайбзун Самаев, который был тогда настоятелем дацана "Гунзэчойнэй" в Питере и которого я знал как Федю Самаева. Федя учился на монгольском отделении и был обычным скромным парнем. Учился он, правда, весьма усердно. Съездив на стажировку в Монголию, вернулся другим человеком, можно сказать, несколько странным. Те, кто был в то время в Монголии, говорили, что Федя упал с лошади, ударился о землю головой... Вскоре он бросил университет и ударился в буддизм. Федя успешно прошёл курс обучения в Монголии и Индии, получил в 1990 г. от Далай-ламы XIV полное монашеское посвящение гелонга и стал настоятелем питерского дацана. Федя остро критиковал политику БТСР, направленную, по его мнению, только на открытие новых дацанов и ступ. Оно, по его мнению, было лжевозрождением, поскольку было связано не с учением, а с деньгами. В 1999 году Федя создал буддийскую организацию "Майдар" (бур. "Майтрейя"), объединившую три дацана — Хойморский, Окинский и Кыренский. "Майдар" стал второй, наряду с БТСР, централизованной буддийской организацией Бурятии.

О Феде можно почитать здесь, о буддизме в Бурятии здесь.

Погрузив чемоданы в автобус, мы прошлись по улице, вошли во двор дацана. Оба строения - и временный храм, и строящийся - были закрыты.


14

Тут во двор вошли двое. Впереди шёл старик-служка, следом шёл более молодой настоятель...

15

Мы представились, и настоятель открыл новое здание. Внутри ещё шли строительные, я бы сказал, реставрационные, работы, но службы здесь уже проводятся.

Босса интересовало всё, я был занят переводом, но всё же сумел несколько раз нажать на гашетку...

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

Настоятелю задавали самые разные вопросы - от истории ламаизма в Бурятии и "сколько прихожан?" до "что это такое?" и "как это будет по-бурятски? А по-тибетски?". Не удержавшись, по корейской традиции, задали настоятелю частные вопросы. Да, женат. Дети есть. Есть приёмная дочь... Босс пришёл в восторг, когда узнал имя собеседника - того звали Санжай, почти так, как зовут корейского Бога.

Сделав щедрое пожертвование дацану, пошли к автобусу и поехали в Иркутск.
Tags: Аршан, Бурятия, буддизм, дацан, ламаизм, храмы
Subscribe

Posts from This Journal “дацан” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments