Tiger and Magpie

КОРЕЙСКИЙ ДЕНЬ БЛАГОДАРЕНИЯ. ОДИННАДЦАТЬ ЧХУСОКОВ

В КОРЕЮ пришёл золотой чхусок 추석, "осенний вечер". Золотым его назвали потому, что в этом году он сложился так удачно, что можно гулять пять дней. Я писал несколько лет назад:

О чхусоке не написал разве что ленивый. Я бы советовал почитать Т. Симбирцеву - в ее живом, энергичном описании удачно сошлись и хороший русский язык, и изложение сути традиционных верований корейцев, лежащих в основе празднования 15-го дня восьмой луны, и описание практических обрядов и обычаев корейцев, старых и новых, и..., что немаловажно, корректное написание (кириллицей) корейских слов... Чхусок 추석 - один из двух праздников Кореи (второй - празднование наступления Нового года по лунному календарю, соллаль 설날), когда страна гуляет несколько дней. Это как бы довесок к тем мизерным отпускам, которые имеют корейские трудящиеся. Неделя законного очередного отпуска плюс неделя, а то и полторы, это как сложится календарь, двух праздников плюс положенные по закону отгулы - вот и получается, что кореец в среднем отдыхает не меньше нашего. В чхусок вся нация отправляется в родные места. Я - не кореец, и ехать мне не к кому. У меня здесь ни родителей, ни родных, ни, тем более, их могил. Нет и близких друзей, к кому можно взять и завалиться посреди ночи. Всё, что я могу сделать в конце этой недели, это сесть на верного конька и отправиться в одиночку на три-четыре дня куда глаза глядят.

Ниже картинки и ссылки на первые разделы отчётов о моих чхусоках.

2005 год. Россия (Владивосток, Абакан, Санкт-Петербург)

"<...> Началась официальная часть моей программы (университет, НИИ, радио, Союз писателей). День закончился неожиданной поездкой в компании швейцарки, московского продюсера-документалиста и двух докторов* (историка и филолога) в фольклорную деревню Казановка (цель: осмотр древнейших наскальных изображений, каменных стел, ровесниц официальной корейской истории, обзор традиционных юрт и т.д.). Неизменный компонент таких вылазок - подношение даров местным духам. Следует знать, что древняя земля Хонгорая буквально напичкана духами. Нам приходилось подносить дары буквально на каждом километре нашего 150-километрового путешествия. Стоит ли говорить, что мы всякий раз составляли духам компанию!<...>" (Этот текст и текст ниже взяты из записей, которые сделал в своём другом блоге).

At the airport(ed)

"<...> Для переводчика нет ничего благостнее, чем перевод приветственных речей на симпозиумах. Тексты получаешь заранее. Если и случается экспромт, то он, как правило, прост и безобиден, не представляет трудностей для понимания и перевода. Это совсем не то, что знаменитости выдают порой на банкетах, будучи подогреты теплой атмосферой и горячительными напитками. Но банкеты - другая история.

Так вот, самым безобидным промахом переводчиц было то, что девчата то и дело промахивались мимо куска, который должны были переводить, и переводили следующий, который приветствующий еще не зачитал. Или наоборот. Скажем, иностранец бубнил: "Для меня большая честь быть здесь..." и так далее, а девочка читала: "В прошлом году я имел честь принимать в своем университете дорогую доктора такую-то (устроительницу симпозиума)* " и так далее (что, конечно же, вовсе не означало, что последняя пригласила своего прошлогоднего хозяина в знак благодарности за устроенную ей поездку за океан, а, возможно, и оплатила проезд с проживанием; нет-нет, вовсе нет!)<...>"

"<...> Сейчас Лим Су больше известен как автор двух словарей корейских паремий (мне посчастливилось быть ответственным редактором второго - "Золотых слов корейского народа" и автором предисловия, большая часть которого - биография Учителя) и учебника иероглифики, но те, кто постарше, могут припомнить фильмы "Дикая собака динго" и "Начальник Чукотки". В них он - отец Фильки и японец.<...>" (http://atsman.livejournal.com/316508.html)

Lim Su

2006 год. Тэчжон-Тэгу-Кёнчжу-Соккурам-Хэинса-Кимчхон-Тэчжон (ок. 600 км)

"<...> В первый день решил доехать до Похёнсанской обсерватории 보현산천문대 (она в полусотне километров от восточного побережья). До нее от моего дома немногим больше двухсот километров. С помощью интерактивной карты построил маршрут длиною в 218 км, по деревенским дорогам (подумалось, так безопаснее). Выехать наметил в шесть утра, чтобы успеть доехать в обсерваторию засветло. <...>"

Aniretta

"<...> Но надо бы и самому сфотографироваться. Обратился к первому попавшемуся (это был парень лет тридцати): "Сфотографируйте, пожалуйста". Тот, пытаясь проявить недюженные фотографические таланты, наводил ракурс так-сяк, наконец сфотографировал... Пока он фотографировал меня, я гадал, где видел эту рожу? "Это не вы вчера брали велосипед напротив автовокзала?". "Да. А вы...?". "Я ремонтировал велосипед" <...>"

PA050126(Gyeongju, Bulgugksa temple)

"<...> Хэинса оказался примечателен и тем, что в нем не берут денег за вход. Осмотрев и сфотографировав все, что было позволено, я поднялся в святая святых - в хранилище Чангён пханчжон, в котором с 15-го века хранятся восемьдесят тысяч деревянных дощечек.

"Большой Канон", вопреки распространенному мнению, не является оригинальным "Каноном". Оригинальный "Канон", который был вырезан к 1087 г., был уничтожен монголами в 1232 году. Этот же всего лишь копия прежнего, вырезанная вскоре после этого по приказу короля Кочжона, но это не умаляет его значения, потому что это едва ли не единственная полная и древнейшая в мире копия свода буддийского канона (здесь с сомнением отсылаю к Гуглу).

Дощечки хранятся чуть ли не на открытом воздухе, они видны сквозь открытые решетки, по ним гуляет ветер. Удивительно, что дощечки, которым более семисот пятидесяти лет, сохранились как новенькие, их не тронула плесень, не съели насекомые...

Выждав момент, когда гулявший по двору хранилища служка утратил бдительность, я просунул камеру внутрь левого павильона и нажал гашетку...<...>"

PA060007(Haeinsa, Tripitaka Koreana)

2007 год. Чончжу- Кванчжу

"<...> С утра провинциальная дорога была заполнена автомобильным потоком наполовину - машины шли сплошным потоком с севера на юг. Машин было так много, что в одном месте, на развилке в пустом поле, где светофор моргает разве что желтым светом, встали несколько регулировщиков. Время от времени сбоку становился виден 25-й платный хайвэй с намертво застывшими машинами. Там машины двигались в обратную сторону.<...>"

P9250040(road)

2008 год. Тэчжон-Намвон-Чирисан-Кочхан-Тогюсан-Тэчжон (365 км)

"<...>Часов в семь я преодолел длиннейший тягун, скатился с перевала вниз и очутился на 17-й дороге. По республиканской дороге мчались вереницы машин, ярко сверкали фары, то и дело стали попадаться зоны отдыха - стало веселее. Бойко проскакав по ровняку 40 км, я в последний раз засучил ножками, поднялся на горку и очутился перед туннелем "Чхунхян" - я прибыл в Намвон. На велокомпьютере застыли окончательные цифры сегодняшнего пути (в строгом соответствии, кстати, с моими расчетами) - 139 км 480 м. В пути находился ровно десять часов. Сколько часов я крутил педали, неизвестно (на новом велосипеде установлен велокомпьютер, которым я еще не научился толком пользоваться). Из десяти часов нужно вычесть два часа, потраченные на столовку и сон, и часа полтора перекуров. Та же история со средней скоростью. Велокомпьютер утверждает, что она была 19.89 км/час, но я-то знаю, что ехал со скоростью, не меньшей 30 км/час, а подчас и превышающей 40 км/час. Понажимав на кнопочки, я увидел, что это скорость, исчисленная для всего расстояния, которое я проехал на новом велосипеде (400 с лишним км). Короче, надо будет поизучать эту маленькую штучку, научиться пользоваться ей. Максимальная скорость была 58 км/час. <...>"

Chunhyang Tunnel

"<...> The remaining part of my itinerary was as usual - basically 'sucheniye nozhkami', having coffee breaks, talking to people, etc. My today's diet included cereal and chocolate bars, fruits, Pokari Sweat, a beverage that came from Japan, tons of water, and a cup of spicy ramyeon 신라면 which I ate in a tiny diner on top of the mountain. Accompanying kimchi was delicious.

Поднявшись в 14:00 на высоту в 600 м над уровнем моря, я почувствовал голод. На склоне горы приютилось маленькое кафе с магазинчиком. Решил перекусить там - из еды был только рамён.<...>"

Jirisan Mt

2009 год. Тэчжон-Вончжу-Тэчжон (326 км)

"<...> В этом году один из двух самых важных календарных праздников Кореи пришёлся на субботу. По неписанному правилу правительство подарило народу выходной в пятницу, а в большинстве компаний и учреждений работники получили выходной и в понедельник. Уже в четверг вечером многие, погрузившись в машины, отправились на родину предков - дарить подарки живым и подносить дары поминовения духам предков. Один я был отщепенцем - без родственников, без дома. Вдруг позвонил mtparker.<...>"

2

2010 год. Тэчжон-Тэдунсан

"<...> ВЧЕРА, в первый день осеннего праздника, съездили на Тэдунсан 대둔산. Поскольку был не один, поехали на автобусе. В национальный парк провинциального значения ехало пять человек, остальное население Дижона направлялось в остальные места Кореи... <...>"

Chuseok morning(1)

2011 год. Тэчжон-Тэчхонская дамба. 60 км

"<...>Мой собутыльник возразил: "Хан был, есть и будет. Мы, корейцы, испытывали его и будем испытывать". - "Гм... Взять вас. Вот у вас, какой у вас хан?". Собутыльник помрачнел: "У меня его много". - "Например?". Замолчал.

Выпили ещё одну бутыль браги. Собутыльник заговорил: "Вот все поехали в родные места, а я не поехал. Спрашивается, почему?". Интересный вопрос. "Почему?". - "За мной проступок, который не даёт приехать домой, увидеть лица родных. Когда-то предпринял одно дело, партнёр обманул, все обязательства перешли к родным. С тех пор дома ни разу не был. Уже и родителей не стало, среднего брата. Новости сообщает троюродный брат...".

Понятно. Вот он, его хан. Он же - причина, приведшая его в мою религию, и причина того, почему он так самоотверженно трудится на её, религии, благо.<...>"

11

2012 год. Золотое кольцо Придижонья

<...> покатушка была вокруг Керёнсана: Юсон - Тонхакса - Керён - Ёнсан - Синвонса - Капса - перевал Матхи - Юсон. Дистанция - 100 километров (80 километров - шоссе, 20 - грунт, апхил в горах). Тонхакса 동학사, Синвонса 신원사 и Капса 갑사 - старинные буддийские монастыри, прячущиеся, первый в восточных, два других в западных, отрогах Керёнсана. Я называю этот маршрут Золотым кольцом Придижонья. <...>"

25

27

2013 год. Тэчжон-Хамян-Тхонъён (253 км)

"<...> Петляя вместе с серпантином, поднялся до полукилометровой высоты. Я катил и думал: "И какого лешего меня понесло в Тхонъён? Сидел бы сейчас себе в Дижоне, попивал бы, как делают все нормальные люди, пиво". В голову полезли дурные мысли: "А вдруг на меня нападёт медведь? Или случится сердечный приступ? Обо мне вспомнят лишь через неделю, после чуска. Начнут искать, а где искать-то? Ау! А если и найдёт кто мой труп здесь в горах, как они сообщат моим о случившемся? Допустим, выйдут на институт. Так ведь и у института нет ни электронного адреса, ни телефона, ни нового адреса моей семьи. А про ЖЖ и говорить нечего. Забудут моментально. Разве что кто-нибудь скажет вскользь через год или два: "Встретил приятеля, пошли в "Свиную ногу". О ней Ацман писал. Кстати, я слышал, он дуба дал. Эх, хороша "Свиная нога"! Рекомендую фирменные голяшки".<...>"

Beonam-Hamyang(Bonghwasan)

20

15

2014 год. Тэчжон

"<...> Библиотекарь покинул институт в конце мая. Покинул потому, что ему в следующем году стукнет пятьдесят, а он ещё не женат. А не женат, потому что у него нет денег (это только в неразвитых странах женятся без оглядки, без денег, по любви, так женился я). Родители устали уговаривать жениться и родить им внуков (как известно, долг почтительного сына - жениться и родить внука). Они и не совсем здоровы, у матери болячки здесь, там. Между тем, он, как старший сын, должен заботиться о родителях. Пока что о них заботятся его братья-сёстры. Он придумал поехать в Австралию, устроиться нелегально на абы какую работу и получать там хотя бы минимальную оплату. Она в любом случае будет больше того, что он получал в институте. Дело в том, что он - верующий, а верующие, находящиеся в штате религии, я слышал, получают чисто символическую зарплату (от разных людей слышал сумму в шестьсот тысяч). Пусть он был, возможно, избавлен (в этом не уверен) от необходимости платить десятину (кор. сибильчо 십일조), т.е. отдавать в пользу религии 10% заработка, шестьсот долларов - очень мало. Какая приличная корейская девушка пойдёт замуж за парня, который верующий и зарабатывает всего шестьсот долларов? Да никакая! В настоящее время библиотекарь работает строителем и усиленно штудирует английский язык.

Мы пошли в буфет, набрали мяса, велели принести сочжу. Библиотекарь быстро напился, принялся рассказывать про свои злоключения...<...>"

1

За пару дней до этого я вернулся из путешествия по Монголии, Бурятии и Иркутской области.

52

2015 год. Вчера. Торонто

1

2

Posts from This Journal by “чхусок” Tag

  • HALLOWEEN. - ПЕРЕЕЗЖАЮ В ТЭЧЖОН. - МОТЕЛЬ У ТЕРМИНАЛА

    ПРОСНУВШИСЬ, по своему обыкновению, в полдень, пошёл сварить себе кофе и в dining area увидел на столе кучу целлофановых пакетов и в них разномастные…

  • СЛУЧАЙ НА ДОРОГЕ

    ПРИЕХАВ в Тэчжон, я отправился к Мину: "Специально заехал в Корею, чтобы в рамках предстоящего велопробега прокатиться по Корее, потренироваться в…

  • ГУЛЯНИЕ У МОСТА МОКЧХОККЁ

    ВЕРНУВШИСЬ из экспедиции, взялся за своё - сел на верного конька и принялся накручивать километры. Дважды посетил велоклуб. В субботу, возвращаясь…

  • КАК Я ХВЕ ЕСТЬ ЕЗДИЛ (3):ДЕНЬ ВТОРОЙ. ХАМЯН

    Четверг, 19 сентября Хамян 함양 - городок на западе Южной Кёнсан, центр одноимённого уезда 함양군 咸陽郡*. Он, как и все более или менее заметные…

  • КАК Я ХВЕ ЕСТЬ ЕЗДИЛ (1): ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. ТЭЧЖОН-ЧАНСУ

    Среда, 18 сентября ПОСЛЕДНИЕ несколько дней перед необычайно продолжительным праздником (в этом году всё рекордно - и летняя температура, и осадки,…

  • MERRY CHUSEOK!

    НЕ СЛУЧАЙНО говорят, что корейцы чтут ритуалы ревностнее других народов Восточной Азии. Интеллигентнейшая korbirs написала, что была…

  • "ДРАКОНОВА УХА"

    Воскресенье, 15 сентября Я ПРИКАТИЛ в клуб. Товарищей было шестеро и все - бойцы! Обсудив варианты, решили прокатиться по местности севернее Дижона…

  • ВЕЧЕР

    Окно напротив Озарилось светом. Соседка вернулась*. ______________________________________ * В канун Дня благодарения, празднуемого в 15-й день…

  • ТРЕТЬЯ ОХОТА, VOLUME III. - ПÔЛЬЧХО

    Грибы БЫЛО: Стало: В воскресенье решил развеяться (накануне была юбилейная, 200-я, покатушка, соответственно, её отметили должным…

Что-то упомянутое Вами слово хан заставило меня задуматься... Если оно означает горечь обид, то, наверное, это скорей негативное, разрушающее состояние. Т.к. обида - это проявление гордыни. Почему же Ваш спутник говорил об этом с покаянными интонациями? Вот если бы это слово означало раскаяние-покаяние-несомый крест, тогда да, тогда его интонации понятны. Или он говорил это в контексте - это мой тяжкий грех, расплату за который я несу всю жизнь?
Это состояние души. Горестное состояние. Горечь может быть по разным причинам...
Шикарная подборка. Ретроспектива прямо. И Атсман, такой молодой, и юный октябрь впереди. :)
А Вы тоже чхусок отмечаете?
Стопарик же глотнул. А так... Дары не приносил. Могилам не кланялся...
Если буду соблюдать все обычаи всех народов, меня ж ни на что не хватит. :)))
Интересно... вот кореец этот, с ханом, говорит, что обманул его партнер, а не он партнера. Почему же ему стыдно семье на глаза показаться, да так, что он ни разу не навестил родителей до самой их смерти? Потому, что он создал семье проблемы? Но ведь невольно.

А в бурятском(?) дацанчике народ молится практически... лежа?)) Я смотрю на фото, такие позы непривычные. Я таких в действующих буддийских храмах не встречала.
У корейцев особый менталитет, свое понимание вины...
Дацан не бурятский. Монгольский. В Улан-Баторе.
С Чхусоком вас!
На улицах пусто, глухо -- все в пробках стоят. Даже горничная предупредила, что три дня убирать не будет...

Edited at 2015-09-27 05:13 am (UTC)
Wow! Wow! Я думал, вы уже всё, с концами! :)))
С праздником!
А вы где, прошу прощения? В Корее? Китае? Японии, Сингапуре али где?
Сонсэнним, с Чхусоком!
Я смогла полюбоваться полной и очень близкой луной и
пройтись по мостику. На Сондо.
으아, 좋다! Получилось в полном соответствии с традицией!
С Чхусоком! Всех благ тебе, твоим!
Какая великолепная подборка!

С чхуском!
Это не подборка, а просто куски записей времени чуска.
И вас - с Чжунцю!
Отличная идея вообще - вспоминать свои корейские дни разных лет!
Можно бить баклуши, переписывать самого себя. :)))
Я, наверно, зануда…
Нашёл у Симбирцевой две неточности. Она пишет, что красивый по форме сонпхён является предвестником красивой невесты. На самом деле не невесты, а детей.
И ещё одна :)
Чапчхе это не гороховая лапша.
Но все равно это нисколько не умаляет достоинств её текста. Лучший текст на русском об этом празднике.
Вроде особо и не наврала. Выгуглил наугад.
추석 전날에 온가족이 둘러앉아 송편을 빚는데, 처녀 총각들은 여간 정성이 아니다. 왜 그런고 하니 송편을 예쁘게 만들면 배우자가 예쁘고, 볼품 없이 빚으면 신랑신부 될 사람의 미모도 볼품이 없다는 어른들의 말 때문이다.
Еще. Здесь, наоборот, про девушек, которые лепят сонпхён.
송편은 매우 특별한 의미가 있습니다. 한국인은 여자가 송편을 잘 만든다면 잘생긴 남편을 얻을 것이라고 믿습니다. 그리고 사람들은 임신하고 있고 결혼한다면 달 같은 딸을 귀엽게,예쁘게,유순하게 생성합니다.
Что до чапчхэ, известно, что это у корейцев новое, даже новейшее блюдо (чапчхэ, описываемое в позднесредневековых хрониках, не совсем то, из одних трав-овощей), а крахмальная лапша, которая стала основным ингредиентом чапчхэ, у корейцев испокон веков изготовлялалсь именно из гороха маш 녹두. Это в 20-м веке (надо уточнить, с какого времени) ее стали делать из батата...