atsman (atsman) wrote,
atsman
atsman

Category:

О МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЁННЫХ ДЕТЯХ

ВЧЕРА во френдленте прочитал об одном мальчике. Он в обычную школу ещё не ходит, но его уже поступили в музыкальную, и он играет на саксофоне. Какой замечательный мальчик!

На память пришёл другой мальчик. Биографы писали о нём, что (здесь исключительно полагаюсь на их честность, ведь не секрет, что биографы любят приврать; заодно прошу прощения за бессвязный стиль цитаты - текст взят из русской "Википедии") "перед тем, как ложиться спать, отец ставил его на кресло, и должен был вместе с ним петь придуманную Вольфгангом песню с бессмысленным текстом: "Oragnia figa tafa". После этого сын целовал отца в кончик носа и обещал ему, что когда тот состарится, хранить его у себя в стеклянном футляре и уважать его. Затем он, довольный, ложился в постель". Как трогательно! Мальчика звали Вольфангусом.



Мда... Какие мальчики! Здесь нужно сказать следующее. Двух мальчиков разделяют века, у них после описанных выше эпизодов детства разные будущие. Вольфангус жил в то время, когда не было ни грампластинок, магнитофонов, ни, тем более, айпэдов и айфонов с компьютерами. Что вы хотите от бедняги, который, дожив до тридцатилетнего возраста, ни разу не сыграл в "Мортал комбат" или "Мафия-2"! Что ему оставалось делать, кроме как продолжать сочинять музыку! У нашего же современника всё ещё впереди. Мама с бабушкой, уверен, купят ему компьютер, по достижении пубертатного возраста у него появятся другие увлечения... Я подумал о себе. Я - ни то, ни сё. У меня, как и у Вольфангуса, не было компьютеров, однако я умудрился не зациклиться на музыке и обзавёлся другими увлечениями. Компьютерные игры прошли мимо, потому что ко времени их расцвета я уже вошёл в возраст. Неудивительно поэтому, что сейчас на закате своих дней я не могу ни похвастаться собственноручно написанным "Реквиемом", ни сказать, что кого-то обыграл в "Мортал комбат"...

Когда-то я написал о своём увлечении музыкой:

Из мужских оперных арий для меня на первом месте Nessun dorma. O mio babbino caro - на первом из женских. Эти арии готов слушать всё время. За многие десятилетия выучил наизусть каждый вздох, каждую нотку. Кажется, выпусти меня на сцену, и я исполню их не хуже Паваротти с Пласидо Доминго или Каллас или Кири Те Канава...

Помню, когда был ребёнком, учеником младших классов, знал назубок и исполнял весь классический репертуар московского радио ("Битлов" тогда ещё не было). Это привело к трагическому результату - мать, поверив в мой талант, купила мне баян. Потом я повзрослел и стал стесняться своего сильного и звучного голоса. Сейчас от меня можно услышать разве что "Стеньку Разина" (этот бессмертный хит регулярно заставляют исполнить и, таким образом, не дают забыть подвыпившие коллеги) или другой мой хит - "Взвейтесь кострами", который всякий раз напеваю перед тем, как объявить противнику шах или сильно и метко ударить кием по шару...


Пока писал текст выше, я подумал об одной, главной, особенности человеческого общества. Люди не помнят собственного опыта - охотно забывают то, что случилось с ними днём раньше, не говоря о том, что было с их отцами и дедами двадцать-тридцать или пятьдесят или сто пятьдесят лет назад. Так, бывшие дети, испробовав в двенадцать лет и водку, и сигареты, в двадцать рожают сына или дочь, а ещё через несколько лет причитают: "Не знаю, что делать с ребёнком. Мы были другими". То же самое относится и к теме записи - детским занятиям музыкой. Вырастая в родителей, бывшие дети забывают о том, с какой ненавистью и в каких муках колотили проклятые гаммы, и отводят в музыкальные школы - колотить - уже своих детей...

Когда я был маленький, у меня не было телевизора с компьютером, зато были звонкий голосок и радио. Советское радио было песенное, разговорное. По нему крутили арии в исполнении Надежды Обуховой и Сергей Лемешева, народные песни в исполнении Марии Мордасовой и Ивана Козловского, радиоспектакли. Я был памятлив, арии и песни знал наизусть и пел их без остановки - дома, на улице, гм, в туалете. Мама подумала, что у меня талант... Иная мать непременно отвела бы чадо за руку в музыкальную школу, однако, слава Богу, мы жили трудно, мать с отцом пахали как два вола с утра до вечера, музыкальных инструментов в доме не было, в музыкальную школу отвести было некому. Я продолжал голосить в туалете. Меня услышал живший по соседству композитор Геннадий Ефимович. Не знаю, каков он был как композитор (должно быть, его почитали, потому что композиторов в Хакасии, как, впрочем, людей других творческих специальностей тоже, кот наплакал; он, я знаю, как любой другой уважающий себя композитор, сочинил несколько кантат и ораторий; композитору ведь написать оперу, думаю, всё равно, как блогеру написать эссе об истоках, настоящем и будущем украинско-российских взаимоотношений; мама обращалась к нему уважительно - по имени-отчеству), но человек он был простой, человечный. Питая ко мне, но, думаю, прежде всего, к моей маме, жалость, Г.Е. предложил раз в пару дней приходить к нему и играть гаммы на его пианино - просто так, без денег. Такое раньше было обычное явление. Время было социалистическое, не все забыли идеалы, к которым стремились, не так давно пережили войну, народ жил трудно, все помогали друг другу. Когда я приходил к Колмаковым, Людка, их дочка, в ужасе убегала в другую комнату (не знаю, чего она больше всего боялась - меня или моих импровизаций), я бренчал, Г.Е. дав указания, уходил в другую комнату, где занимался своими делами, его жена, Ольга Александровна, заглянув в комнату, совала конфетки...

Мама, наслушавшись лживых отзывов композитора о моих успехах, взяла дополнительную халтуру (она служила машинисткой и была едва ли не единственной, кто мог разобрать писанину живых классиков и напечатать её, попутно исправив ошибки в хакасском языке - велика роль машинисток в распространении культуры!), напечатала монографию (хакасского учёного) или роман (хакасского писателя) и на заработанные деньги купила баян. На пианино, понятно, денег было не накопить. Хакасских писателей и учёных, как и композиторов, можно было пересчитать по пальцам, они по своим научно-исследовательским и литераторским планам выдавали на гора пять или десять печатных листов раз в пять лет (за что Союз писателей и научно-исследовательский институт платил им по сто или по двести рублей в месяц), так что и халтуру тоже надо было ждать пять лет, а напечатание - на пишущей машинке - страницы текста (29-30 строчек, в каждой 60 знаков) тогда стоило сущие копейки - не то десять, не то двенадцать. Баян тогда стоил, думаю, рублей сорок-пятьдесят, а сколько стоило пианино, и представить невозможно. Как подумаю, каких сил матери стоило поставить нас на ноги, горюю, что не успел как следует отплатить ей...

Итак, у меня появился баян, но тут наступил сперва предпубертатный возраст, после него пубертатный, и мне стало не до баяна. Так я не пошёл в музыку. Наверно, не судьба была. Жаль. Как знать, продолжи я свои музыкальные экзерсисы, был бы сейчас одним из пяти хакасских певцов или композиторов, сочинял бы композиции на тему и получал бы за свои выходы, не горюя, сто или двести рублей в месяц. Мда.

Я не стал музыкантом, но музыка не покинула меня окончательно. Время было советское, школе (обычной) нужны были поющие мальчики и девочки - петь на конкурсах, концертах. Учителя сангажировали меня спеть песенку (должно быть, услышали, как я, сидя в уборной, на весь школьный двор голосил каватину Фигаро) - своим звонким фальцетом, качая головой - туда-сюда. Я был воспитан исключительно почтительным к родителям, взрослым, поэтому без колебаний, послушно вышел на сцену. Моим первым хитом была песня "Я Алеша-почемучка". Я сделал карьеру, стал петь соло, один раз меня даже привели на телестудию. Перейдя в другую школу и поменяв фальцет на баритональный тенорок, я стал петь дуэтом с девочкой, квартетом мальчиков и в хоре. Ранняя любительская песенная карьера впоследствии сослужила мне хорошую службу. Как известно, корейцев хлебом не корми, только дай поголосить в караоке. Этого же они хотят и от своих гостей. В такие минуты я замечательно громко и не фальшивя исполняю "Стеньку Разина", битлов, "You raise me up"...

Выше я сказал об особенности человеческого общества. Эта же особенность прилагается и ко мне.

Став родителем, я забыл о гаммах, колоченных у Геннадия Ефимовича, и вообразил, что у моих сыновей идеальный музыкальный слух... Не подсчитать, сколько мы с женой потратили времени, денег, сил на то, чтобы проникнуть в музыкальную школу, чтобы купить инструменты, чтобы вовремя заплатить за учительский труд, достать из-под полы язычки к гобою... А каково было зимой возить детей в Ленинграде по снегу в музыкальную школу! Однако правду говорят, что у человеческого общества трудноодолимые объективные законы развития, а история, по большому счёту, циклична. Отношения сыновей с музыкой подстерегала та же судьба, что когда-то меня. Пианино отдали племяннице (ее отец не был оригинален и тоже придумал, что у нее идеальный музыкальный слух!), а что стало с гобоем, не знаю. Прошли годы, и младший сын стал заниматься музыкой профессионально, но это другая история.

Кстати, наша учительница, когда грянула перестройка, когда жить в России стало худо, и наладились отношения с Южной Кореей, уехала в Сеул - играть в симфоническом оркестре. Мы с ней переписывались, передавали друг другу приветы. У корейцев, кажется, не то что-то не то с зубами, не то что-то другое, короче - у них нет хороших гобоистов. Но я думаю, что они что-то придумают. Ведь говорили же когда-то, что у корейцев ноги короткие. Теперь их балерины славятся на весь мир. То же самое случилось с оперными певцами...
Tags: байки из жизни
Subscribe

Posts from This Journal “байки из жизни” Tag

  • ИСТОРИЙКИ

    НАПИСАЛ у френда коммент. Перечитал и подумал: "Как бездумно трачу силы и таланты на комментирование френдов, которые, к тому же, в моём блоге не…

  • ОШИБЛИСЬ АДРЕСОМ

    Примерно полтора часа назад СТУКНУЛИ в дверь. Я пошёл глянуть, что принесли. За день, бывает, совершаю несколько таких путешествий. Перед дверью…

  • ЧЕТВЕРГ

    НЕДЕЛИ две-три назад дали перевести довольно большой текст, я стал меньше сидеть в интернете, перестал читать чушь, новости и чувствую себя, несмотря…

  • ФУНЧОЗА

    Я ВЕРНУЛСЯ с покатушки - спутница жизни сказала: "Давай приготовим что-нибудь поесть. У нас есть рисовая паста, капуста. Приготовь фунчозу". Я…

  • УМЕТЬ СДЕЛАТЬ КОНФЕТКУ: МОЙ ПУТЬ

    МНОГО лет назад, примерно в начале середины второй половины прошлого столетия, Мишка (друг, с которым вместе бегали в университете) позвал в гости -…

  • МАТЕРИАЛЫ К НЕОФИЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВОСТОКОВЕДЕНИЯ

    РАССМАТРИВАЯ фото, выложенное chekaev, и пытаясь разглядеть на нём Eutrema japonicum, или Wasabia japonica, по-русски эвтрему японскую,…

  • КАК Я ПЕРЕВОДИЛ ЕВТУШЕНКО

    НЕ СТАЛО Евтушенко. Я не знаток поэзии и поэтов, но знаю одно - человек он был выдающийся. Великодушный, щедрый. Так говорю, исходя из собственного…

  • ПРИЁМ ХАЙМЛИХА

    С НЕДЕЛЮ назад разговаривал с <...>, профессором одного из самых престижных сеульских университетов. Ниже почти дословная запись (transcript)…

  • ЧЕЛОВЕК ИГРАЕТ НА ТРУБЕ

    В ПРЕЖНИЕ годы в эти дни, сколько ни помню себя, все разговоры велись о даче. Многие выезжали за город, приводили в порядок строения, участки...…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

Posts from This Journal “байки из жизни” Tag

  • ИСТОРИЙКИ

    НАПИСАЛ у френда коммент. Перечитал и подумал: "Как бездумно трачу силы и таланты на комментирование френдов, которые, к тому же, в моём блоге не…

  • ОШИБЛИСЬ АДРЕСОМ

    Примерно полтора часа назад СТУКНУЛИ в дверь. Я пошёл глянуть, что принесли. За день, бывает, совершаю несколько таких путешествий. Перед дверью…

  • ЧЕТВЕРГ

    НЕДЕЛИ две-три назад дали перевести довольно большой текст, я стал меньше сидеть в интернете, перестал читать чушь, новости и чувствую себя, несмотря…

  • ФУНЧОЗА

    Я ВЕРНУЛСЯ с покатушки - спутница жизни сказала: "Давай приготовим что-нибудь поесть. У нас есть рисовая паста, капуста. Приготовь фунчозу". Я…

  • УМЕТЬ СДЕЛАТЬ КОНФЕТКУ: МОЙ ПУТЬ

    МНОГО лет назад, примерно в начале середины второй половины прошлого столетия, Мишка (друг, с которым вместе бегали в университете) позвал в гости -…

  • МАТЕРИАЛЫ К НЕОФИЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВОСТОКОВЕДЕНИЯ

    РАССМАТРИВАЯ фото, выложенное chekaev, и пытаясь разглядеть на нём Eutrema japonicum, или Wasabia japonica, по-русски эвтрему японскую,…

  • КАК Я ПЕРЕВОДИЛ ЕВТУШЕНКО

    НЕ СТАЛО Евтушенко. Я не знаток поэзии и поэтов, но знаю одно - человек он был выдающийся. Великодушный, щедрый. Так говорю, исходя из собственного…

  • ПРИЁМ ХАЙМЛИХА

    С НЕДЕЛЮ назад разговаривал с <...>, профессором одного из самых престижных сеульских университетов. Ниже почти дословная запись (transcript)…

  • ЧЕЛОВЕК ИГРАЕТ НА ТРУБЕ

    В ПРЕЖНИЕ годы в эти дни, сколько ни помню себя, все разговоры велись о даче. Многие выезжали за город, приводили в порядок строения, участки...…