atsman (atsman) wrote,
atsman
atsman

Categories:

ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ (2): НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЛЕНИНСКОЙ ПОЛИТИКЕ И ХАКАССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГИМНАЗИИ

НАЧИНАЯ примерно с середины 30-х гг. прошлого века, Совнарком, Президиум Верховного Совета и некоторые специализированные учреждения страны (например, отдел спецпоселений НКВД) занялись теорией и практикой ленинской национальной и языковой политики, в рамках которой принялись строить - во многих случаях по административно-территориальному принципу - литературные языки, перемещать - с запада на восток и с востока на запад - народы, создавать школы, алфавиты (сначала на латинице, потом на кириллице) и т.д. Всё это в целом, несомненно, благоприятно служило культурному, экономическому и оборонному росту страны, её целостности. В годы войны эта деятельность не утихла, а, напротив, продолжилась с ещё большей активностью.

1944 год был напряжённый как никогда - на боевых фронтах Красная Армия перешла в наступление, на мирном фронте продолжалось строительство нового во всех областях жизни, появился новый гимн: "Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки Великая Русь. Да здравствует созданный волей народов единый, могучий Советский Союз!", Верховный Совет депортировал карачаевцев и калмыков, потом чеченцев, ингушей, потом балкарцев, крымских татар и примкнувших к ним разных греков, турков. Что до недепортированных народов, Совнарком объявил об организации для них школ-интернатов. 27 сентября было принято постановление "О мерах помощи Хакасскому облисполкому", выделены средства на строительство национальной средней школы с интернатом на 200 человек.

В то время средства, как показал опыт моей школы, не разворовывались - через год, 10 октября 1945 г., школа открылась, и уже в следующем году аттестаты выпускников получили шесть человек - две девушки и четыре парня-фронтовика. У них было девять учителей. Учительский состав ярко отражал ленинскую национальную политику - среди них были и коренные русские, и аборигены-хакасы, и перемещённые лица... Немцы - Витель и Беллендир (Иван Николаевич так и остался в Хакасии, я учился у него; замечательный был и человек, и учитель, я неизменно получал у него пятёрки) - учили хакасскую ребятню немецкому языку и математике, калмык Харцхаев, статный красавец в гимнастёрке, преподавал историю (Монгол Салганчеевич преподавал недолго - два года; подозреваю, либо умер от ран, либо уехал, когда калмыкам разрешили вернуться в места исконного проживания)...

В 90-м школа была переименована в гимназию, и половине выпускников стали выдавать золотые и серебряные медали, медали "Золотая надежда Хакасии" (в моё время золотые медали не давали; их не давали лет двадцать - с начала 60-х; по-видимому, они были, как и некоторые другие вещи того времени - фарцовка, спекуляция..., запрещены). В 91-м гимназии присвоили имя Н.Ф. Катанова, знаменитого земляка, профессора Императорского Казанского университета...

Я пришёл в школу в обеденное время и отловил перед входом в школу одну мамашу с сыном. Мамаша была одета вольно, пацан был в школьной униформе. Они смущались и не хотели фотографироваться. Я наврал, что я фотокорреспондент газеты "Хабар".

6

Сфотографировав мамашу с сыном, я пошёл по школе.
Tags: Россия, Хакасия, ленинская политика
Subscribe

Posts from This Journal “ленинская политика” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments