Tiger and Magpie

ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ (2): НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЛЕНИНСКОЙ ПОЛИТИКЕ И ХАКАССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГИМНАЗИИ

НАЧИНАЯ примерно с середины 30-х гг. прошлого века, Совнарком, Президиум Верховного Совета и некоторые специализированные учреждения страны (например, отдел спецпоселений НКВД) занялись теорией и практикой ленинской национальной и языковой политики, в рамках которой принялись строить - во многих случаях по административно-территориальному принципу - литературные языки, перемещать - с запада на восток и с востока на запад - народы, создавать школы, алфавиты (сначала на латинице, потом на кириллице) и т.д. Всё это в целом, несомненно, благоприятно служило культурному, экономическому и оборонному росту страны, её целостности. В годы войны эта деятельность не утихла, а, напротив, продолжилась с ещё большей активностью.

1944 год был напряжённый как никогда - на боевых фронтах Красная Армия перешла в наступление, на мирном фронте продолжалось строительство нового во всех областях жизни, появился новый гимн: "Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки Великая Русь. Да здравствует созданный волей народов единый, могучий Советский Союз!", Верховный Совет депортировал карачаевцев и калмыков, потом чеченцев, ингушей, потом балкарцев, крымских татар и примкнувших к ним разных греков, турков. Что до недепортированных народов, Совнарком объявил об организации для них школ-интернатов. 27 сентября было принято постановление "О мерах помощи Хакасскому облисполкому", выделены средства на строительство национальной средней школы с интернатом на 200 человек.

В то время средства, как показал опыт моей школы, не разворовывались - через год, 10 октября 1945 г., школа открылась, и уже в следующем году аттестаты выпускников получили шесть человек - две девушки и четыре парня-фронтовика. У них было девять учителей. Учительский состав ярко отражал ленинскую национальную политику - среди них были и коренные русские, и аборигены-хакасы, и перемещённые лица... Немцы - Витель и Беллендир (Иван Николаевич так и остался в Хакасии, я учился у него; замечательный был и человек, и учитель, я неизменно получал у него пятёрки) - учили хакасскую ребятню немецкому языку и математике, калмык Харцхаев, статный красавец в гимнастёрке, преподавал историю (Монгол Салганчеевич преподавал недолго - два года; подозреваю, либо умер от ран, либо уехал, когда калмыкам разрешили вернуться в места исконного проживания)...

В 90-м школа была переименована в гимназию, и половине выпускников стали выдавать золотые и серебряные медали, медали "Золотая надежда Хакасии" (в моё время золотые медали не давали; их не давали лет двадцать - с начала 60-х; по-видимому, они были, как и некоторые другие вещи того времени - фарцовка, спекуляция..., запрещены). В 91-м гимназии присвоили имя Н.Ф. Катанова, знаменитого земляка, профессора Императорского Казанского университета...

Я пришёл в школу в обеденное время и отловил перед входом в школу одну мамашу с сыном. Мамаша была одета вольно, пацан был в школьной униформе. Они смущались и не хотели фотографироваться. Я наврал, что я фотокорреспондент газеты "Хабар".

6

Сфотографировав мамашу с сыном, я пошёл по школе.

Posts from This Journal by “ленинская политика” Tag

Сразу видно, что вы не в теме! (*В сторону, заговорщицки, подмигивает*) Или готовитесь выступить с критикой ленинской политики. :)))
(*Посуровев*) Уроки хакасского велись на хакасском. Преподавание остальных предметов велось на русском. Воспитатели в школе и интернате трындели на хакасском, но официальным языком был русский.
(Раз уж вы проявляете интерес к этой теме, скажу по секрету, что я в свое время имел отношение к изучению этой темы: я работал в Институте языкознания АН СССР, мотался в экспедиции в места проживания малочисленных народов и, помимо сбора лингвистического и фольклорного материала, собирал сведения социолингвистического характера. Но об этом, тс, никому ни слова :)))).
Вопрос был риторический. То есть, все отличие от местных резиденшл скулз было в токенном признании наличия хакасской культуры и уроках языка. То есть национальная культура по сути уничтожалась (хотя на словах приветствовалась). Детей отрывали от родителей и погружали в чужую языковую среду и ментальность. Как человеку в теме Вам наверно известно, что кое-где по поводу отбора детей и помещения в эти школы и восстания подымали.
Ну да. (В сторону) Я давно риторические вопросы не задаю --- задаю, разве что когда мне делать нечего, и скучно. :)))
Что касается школ, об этом сказано столько - и рационального, и очевидно бестолкового и бесполезного, что сказать по этому поводу что-либо нового и оригинального трудно. :)))
Скажу об одной вещи. Я думаю, что люди, которые рассуждают о национальных школах, забывают о безжалостном течении времени, требованиях времени...
Люди, часто посторонние, бьют в набат, когда становятся свидетелями ухода национальной культуры, родного языка, но --- либо ничего не делают, либо ничего не могут поделать. Я был у кри в 97-м (в Альберте), был в трех резервациях. Те, с кем разговаривал, все трындят о том, что язык находится на грани исчезновения (а что они еще скажут любопытствующему лингвисту, который не имеет к ним отношения?), требуют преподавания языка, публикации учебников, но у молодых свое мнение... Точь-в-точь такая ситуация, как у нанайцев в Хабаровском крае или хакасов в Хакасии... :)))

Edited at 2017-09-22 12:45 pm (UTC)
Понятно, у вас пессистический подход.
Наука кстати утверждает что у местных нейтивов не только демографичесий но и лингвстически ренессанс.
:)))
Не знаю, можно то, что сейчас происходит, называть ренессансом, нет. Мне кажется, что те, кто описывает происходящее, выдают желаемое за действительность. Если тенденция сохранится, даст Бог, ренессанс случится через много-много лет. :))) Я согласен с тем, что наблюдается некоторый "ренессанс интереса" к собственной культуре, истории, но такое было всегда в моменты смены поколений...
Действительно, здесь народ как будто бы стал больше интересоваться собственной культурой (я заметил это на примере моих родственников в городе и деревне), но это проявление интереса имеет границы. Например, вдруг стали соблюдать всякие обрядовые штучки, ритуалы (вроде обязательного приношения жертвы хозяйке огня, которое сводится к прысканию водки на плиту прежде, чем начать пить :)))) мои сверстники, которым когда-то в молодости было все равно, но молодым и юным так же все равно, как все равно было нам в молодости. Но! Соблюдая эти вещи, между собой-то все равно продолжают разговаривать по-русски, и попробуй выдави из них мало-мальский стоящий диалог на хакасском. В деревнях-то на хакасском еще говорят...
Я разговаривал с одним меценатом моего примерно возраста, который, войдя в возраст, заговорил по-хакасски и строит для народа культурные центры, юрты. Он устроил мне допрос: "Говоришь по-хакасски?". Я: "Мал-мал говорю". :))) Он стал жаловаться: "Никто не говорит по-хакасски, на радио, телевидении говорят на искусственном языке, придумывают какие-то новые слова, а до них никому нет дела". Я: "А твои-то дети говорят?"... :)))
Вот тебе и ренессанс.
Любое описание, даже научное (или даже "тем более, научное" :)))), лукаво. Напишут что-то ученые и поди потом разберись. :))) Например, один местный ученый придумал, что здесь в средневековье было государство Хонгорай (Хоорай), это всем понравилось, и теперь куда ни ткни, всюду, даже в Википедии, сидит это царство царя Гороха.... :)))
такой мальчик милый! Спасибо за интересные публикации из родных мест!
Вы родом из Хакасии?!
Пацан, да, забавный. Все время корчил рожи.
симпатичная мама! Они там все такие?
Не поверите, да! :)))
А как одеваются! Как голливудские киновезды... :)))
:)))
Мне кажется, в России все одеваются как дивы. Разве что в Сибири народ попроще, не такой понтовый, как в Москве. :)))
одеваются как дивы
Дивы, дэвы (авест.: daēuua, daāua, daēva) — сверхъестественные существа, встречающиеся в иранской, славянской, грузинской, армянской, тюркской (башкирской, татарской, азербайджанской и др.) мифологиях...

в Азербайджане, скажем, это подземные духи, лююбящие похищать земных девиц; в "Слове о полку Игореве" (не станем сейчас вдаваться в вопрос его подлинности) "Дивъ кличетъ връху древа")



:)

Edited at 2017-09-25 10:16 am (UTC)
Re: одеваются как дивы
Див, дива, диван, диву даваться... Какой рашн лэнгвидж сложный! :)))