Biker

ТОЛИНЫ ПОХОРОНЫ. - ШИРИНСКИЕ ПЕТРОГЛИФЫ

15 сентября

РАНО утром, часов в шесть (деревенские рано встают), пришла от тётки кузина, стала тихо ходить по избе и разбудила меня. Мы позавтракали. Потом она переоделась в цивильную одежду, взяла сумку с книжками и тетрадками и пошла в школу...

Сестра - учительница. Пошла снова учительствовать (после перерыва в пять лет), потому что десяти тысяч пенсии стало не хватать. Зарплату получает минимальную (она говорила с обидой: "В моём возрасте и с моим опытом получаю как выпускница педучилища"). Последние месяцы, правда, зарплату не получает - задерживают. Директриса обещает добыть деньги через суд, но всё никак. Школа когда-то процветала. Сейчас учеников мало, и не то районо, не то республиканское министерство образования грозится закрыть её. Сестра часто ведёт урок литературы одновременно для трёх классов - скажем, пятого, седьмого и восьмого.

Не прошло и нескольких минут после её ухода, как она позвонила: "Толя умер. Он умер, как только его привезли в больницу. Схожу в школу и приду". Придя, сообщила, что в силу того, что сестра, её сводная, а Толина родная - инвалид и передвигается в коляске, она оказалась в этой ситуации старшей в роду, и ей придётся заниматься организацией похорон. Я сообщил горестную весть в Абакан...

Толя пил и, как любой выпивающий человек, был добрейшей души человек. Помню, как он приветствовал меня семь лет назад. Тогда я прилетел со сломанным плечом. У меня в костях сидели штыри, рука висела в слинге. Увидев меня, Толя обрадовался и так крепко обнял (он - кузнец), что штыри и плечо покосились, и с тех пор я так и хожу с кривым плечом...

Толя (фото примерно 80-х прошлого столетия)

1

Я сходил к Вере. Вернувшись от неё, пошёл с зятем докапывать картошку...

Прибыла подмога в лице приехавшей из курорта Шира зятевой двоюродной сестры и живущей в той же деревне дальней родственницы моего примерно возраста. Так - помогать родственникам, соседям - было исстари заведено у хакасов. Опытные в копке картофеля женщины орудовали тяпками сноровисто, умело. Сделав перерыв, пошли в дом и помянули Толю. Докопав, помянули ещё раз.

Между тем, сестра, исполняя свои обязанности, съездила в Шира. Вернувшись, объявила, что похороны будут завтра (Толя умер вчера за несколько минут до полуночи, и эти несколько минут считаются за день). Ритуальные услуги (катафалк, подготовка могилы, гроб) в Шира стоят пятнадцать тысяч рублей. Таких денег у неё нет. К тому же, хоронить надо по хакасским обычаям, а этого ритуальное агентство не делает. Племянник договорился с мужиками с работы, что те выкопают могилу. Кладбище на горке, почва каменистая, но у племянника на работе есть и трактор, и грузовик. Тело должны скоро привезти, к Вере уже пришли тётки, которые будут сидеть, не смыкая глаз, у гроба день и ночь, племянник заколет овечку, и женщины начнут варить суп.

16 сентября

Приехали брат с невесткой. Чуть позже приехала старшая невестка. Подъехали другие родственники - взрослые, дети. В доме стало тесно.

По хакасскому обычаю хоронить надо после обеда. В полдень мы отправились к Вере. Дом был полон людей. Выразив соболезнование, они выходили во двор, на улицу. Сразу несколько человек предупредили меня, что фотографировать нельзя - нигде. Как интересно! В XVII веке н.э. или III веке до н.э. у хакасов были фотоаппараты, живописцы? Это наблюдение говорит о том, что обычаи имеют свойство развиваться, изменяться...

Я сделал вид, что пошёл в туалет, и сфотографировал унылый двор. Мужики курили, обсуждали, на ходу "Москвич" или нет.

3

На кладбище ехали задворками по долине Туимки среди здоровенных кустов пикульки - ирисов. Раньше деревенские ехали на кладбище на телегах, шли пешком, теперь едут на "японках".

Природа Хакасии чрезвычайно живописна. В частности, степи весной и ранним летом покрыты сплошным ковром ирисов, жарков, лилий...

4

Поднялись на горку - дул сильный ветер. Посовещавшись, ритуальный костёр решили не разводить - не хватало ещё одного пожара! Меня ещё раз предупредили, что фотографировать нельзя, и я, пока приводили в порядок могилу, сооружали столик для покойного, отправился навестить могилки других родственников. Оттуда пошёл выше, к скалам, где, как я знал, есть петроглифы.

5

Внизу виднелась деревня.

Широкий угол несколько искажает реальность. На самом деле, Ленинская гора и Маяк за деревней - довольно высокие горы.

6

7

Слева и чуть дальше этой горы (в детстве мы верили, что на ней много змей, и на неё не ходили) озеро Иткуль, славящееся чистотой своих вод. На переднем плане Берёзовое. На него старший брат, когда приезжал в деревню, ходил охотиться на здоровенных окуней.

В Хакасии вообще много озёр. Считай, каждое второе - целебное, с лечебными грязями, солёное...

8

Но вот скалы.

9

10

Побродив, отыскал камень с солярным знаком, рисунками. Говорят, им заинтересовались питерские археологи.

11

Хакасия - не только страна ирисов, солёных озёр, просторных степей и высоких гор. Это чудеса природные. Она и страна рукотворных чудес. Разумеется, среди них на первом месте стоит Саяно-Шушенская ГЭС. Однако она - позднейшее чудо, а вот если обратиться к старине, то на первом месте окажутся громадные мегалитические захоронения, тысячи рассеянных по степи курганов, писаницы, стелы с ликами людей и мордами неведомых зверей, древние обсерватории. Обо всём этом можно почитать, погуглив, в Интернете.

Конкретно о петроглифах (писаницах) Хакасии можно почитать здесь. Об одной из наиболее примечательных писаниц - Боярской - можно почитать здесь.

Малая Боярская писаница

malaya boyarskaya pisanitsa
Источник: http://xn--80abubbalb5cgec5b4kf.xn--p1ai/find/boiar.html

Погуглив, отыскал в ЖЖ большой интересный и познавательный рассказ о Хакасии и её исторических памятниках...

12

Внизу мужики продолжали копаться в яме, готовили помост. Я пошёл к ним.

13

Шёл, не глядя под ноги, и всем лаптем ступил в свежую коровью лепёшку. Моё злоключение не осталось без внимания со стороны деревенских, и сразу несколько тёток поспешили сказать, что меня наказали духи за то, что фотографировал на кладбище...

Совершив, повинуясь командам распорядительницы похорон (кузины) и её консультанта - знающей обычаи деревенской старухи, положенные обряды (многие были известны мне только по книжкам, я не подозревал, что нынче они исполняются в реальной жизни), мы погрузились в машины и поехали в деревню.

Толю поминали, сидя за сдвинутыми столами в избе. Не засиживались. Поев и выпив, уступали место другим. Как удивительно! Раньше поминающих было не выгнать из-за стола! И как жаль, что нельзя было фотографировать! На столе были настоящие хакасские (качинские) блюда...

Я обратил внимание, что никто не плакал, не рыдал, не стенал по покойному. Впрочем, так в хакасской культуре вообще.

На поминках меня известили (так в гостях в Сибири! Ты не можешь принимать решения! Их за тебя принимают другие!) о том, что я не поеду в Абакан на велосипеде, а поеду сегодня с братом на его машине. Делать было нечего. Придя с поминок, я разобрал велосипед, собрал чемоданчик. Сунул сестре приготовленный конвертик с деньгами, сфотографировал молодых...

14

Сфотографировал кусок плода моей недельной работы - убранного картофельного поля, сел в машину и поехал в Абакан.

15

Posts from This Journal by “похороны” Tag

  • ПОМИНКИ

    Вчера, 23 февраля ОТПРАВЛЯЯСЬ на поминки, позвонил Наполним-Души, чтобы узнать, будет там кто ещё (я за многие годы жизни в Корее привык к…

  • ЖИЗНЬ

    ВЧЕРА был день, когда все пекут блины (в основном, думаю, чтобы выложить фотографии в ЖЖ и Фэйсбук) и просят у всех, стало быть, у никого, прощения.…

Странно, что ритуальное агентство в Хакасии не оказывает услуг похорон по национальным обычаям. Тут даже не в принципе странно, а скорее из соображений бизнеса. Что стоит ввести в прейскурант ещё несколько позиций, которые будут востребованы?

Это в протестантском мире дух капитализма и бабок. В традиционных обществах лишняя работа - это напряг и деньги его не искупают.
на предпоследней фотке мужичок (муж сестры?) на батю моего похож. Как он сам говорит, "русский-русский, а глаз-то узкий!" И голубой ещё
Батя, он же... Не гуран?
Мужичок - зять мой. Ликин, племянницы муж. Самый что ни есть чистокровный хакас. :)))
как-то мрачно выглядит с чисто эстетической точки зрения этот микс изначального стиля и православия. Не вписывается в пейзаж ну вообще. Глаз в этой голой степи ищет то ли юрту, то ли еще черт знает что. А нету.
Юрты? Это дело.
Но юрты есть. В фольклорных деревнях. В Казановке, например. Можно устроить там отдых. Резервируешь юрту --- как номер в отеле --- и живешь в ней. :)))
Мне в Монголии и Бурятии было непривычно видеть дацаны. Они, казалось, к месту где-нибудь в Китае, Корее, но никак не в центральноазиатских степях. :)))
То же самое с калмыцкими пейзажами.
Петроглифы интересные, спасибо за ссылки на подробный рассказ о них.
Камни на могилу - это сверху горка насыпается или ставятся памятно вместо креста? У нас особой разницы не делают при похоронах по национальным обычаям. Уточняют только христианин или мусульманин, чтобы сразу крест не ставить. А там хоть вообще буддист был, все стараются до обеда успеть похоронить - это единственный важный момент здесь, а дальше делайте, что хотите с могилой. Но копать самим нельзя и сторонних людей нанимать, наверное, потому что город.
Камни на могилу - прочитали где-то?
Интересное замечание. Действительно, там, в Ширинском районе, могила вся обкладывается вынутыми из земли большими камнями, каменными плитами. Так сделали на Толиных похоронах.

Интересно. Такой Хакасии я не помню. Возле Сорска вроде бы все сопки покрыты лесом или кустарником. Да и по дороге в Абакан ( мимо ГЭС) голые степи не запомнились (хотя наверное были).

Так и есть. Сорск находится в притаежной (или подтаежной, не знаю, как сказать) зоне, в отрогах Кузнецкого Алатау. Там деревьев хватает, а так, почти до него --- абаканская степь, и ни единого деревца.
Местность, которая здесь на фото, тоже в отрогах того же Кузнецкого Алатау, только с другой стороны, с северной. Здесь тоже деревьев хватает, только вы их почему-то не заметили. Они есть и их, на самом деле, много. Просто особенность этой местности (а она, на самом деле, просторная долина между гор) - деревья растут на одной стороне гор, а другая их сторона обезлешенная, голая. Очень интересный феномен.

Жизненное описание получилось...

А какое оно еще должно быть? Так и есть. Всё как в жизни. :)))
А вроде пенсионерам полагается какая-то матпомощь на похороны? По минимуму, но вроде что-то дают?..
Этого не знаю.
А кому полагается? Там все пенсионеры - и Толя был пенсионер, и его сестры пенсионерки. Другое дело, что все они - одинокие, вдовы, вдовцы, и не являются членами нуклеарной семьи.
Я думаю, сестра разберется.
Привет!)
Не поняла - картошку копают тяпками??
У нас тяпкой пропалывают, а копают лопатой или вилами.
Re: Привет!)
И у нас копают лопатой или вилами.
Раньше, я помню, больше копали лопатами. Копнешь, бывалыча, разок, потом наклоняешься, выбираешь картошку. Это если копаешь в одиночку. А если с кем-то, с женщинами, идешь и знай себе только подрываешь картошку, а следом идут женщины с тяпками в руках, выбирают картошку... Сейчас вроде больше орудуют вилами...
да, а про сами обычаи-то и не описано...
А нужны они кому? Представьте, я бы пыжился, писал, а на поверку вышло бы --- никому это не надо. Действительно, кому нужны обычаи никому не нужной, неважной республики, куда никто никогда не поедет? Народу нужны кулинарные рецепты, картинки из ресторанов, красивые картинки из-за границы... :)))