atsman (atsman) wrote,
atsman
atsman

О СЛАВНОМ ХОНГОРАЕ И САЛЕ

КОГДА мы въехали в Абакан, брат сказал: "Давай заедем в Алкомаркет, купим бутылку. Я помяну Толю". И то верно. Брат свернул в сторону. Вскоре мы были на месте. Брату известно месторасположение всех Алкомаркетов республики. У него есть дисконтная карта Алкомаркета, и он отоваривается исключительно в магазинах этой сети. По карте он может купить бутылку дешевле обычного, также может, накопив поинты, получить бутылку задарма.

Мы вошли в магазин, у кассы спиной к нам стоял седой мужик. Мы прошли мимо вглубь магазина. Брат прошептал: "Знаешь, кто это?". - "Нет. Кто?". - "Виктор, как его по батюшке, Яковлевич". Да ты что! Я оглянулся - мужик уже расплатился и исчез. "Ты уверен?". - "Мне ли его не знать!". - "Почему сразу не сказал?". Я рванул к выходу - мужика и след простыл. Я вернулся в магазин и спросил у продавщицы: "Знаете, кто это был?". Она ответила не сразу, загадочно: "Да, знаю". - "Кто?". Она помолчала и снова ответила загадкой: "Преподаватель университета". - "Бутанаев?". Продавщица загадочно молчала. Я требовательно спросил: "Он часто бывает здесь? Будет завтра, если приду в это время?". - "Он приходит не каждый день". И добавила: "Он - очень обаятельный, вежливый мужчина. Мы любим его". Охохошеньки, проворонил Бутанаева!

В.Я. - учёный. Учёные бывают разные.

Одни годами, десятилетиями долбают одну тему, скажем, "Об одной особенности употребления винительного падежа неодушевлённых существительных мужского рода первого склонения в единственном числе и одушевлённых существительных второго склонения во множественном числе в *ском и *ском диалектах *ского говора *ского языка", защищают никому не нужные диссертации и, в конце концов, становятся членкорами и академиками. Другие порождают новые, пусть иногда кажущиеся безрассудными, идеи. В.Я., как мне кажется, относится к числу других. И это замечательно. Несмотря на то, что он написал несметное количество описательных книг по хакасской этнографии и истории, он, я считаю, должен быть, прежде всего, восхвалён как автор хонгорайской теории (это не сделано авторами статьи в Википедии). Суть этой теории заключается в том, что предшественниками современных хакасов признаются не разрозненные тюркско-самоедские племена, обитавшие в Хакасско-Минусинской котловине, но народы, входившие в состав мощного средневекового полиэтнического политического образования Хонгорай, которое, в свою очередь, было наследником древнего Кыргызского каганата. Политическое объединение, было оно или нет, звучит здорово!

В.Я. начал с малого: сначала отметил в сказках, эпических сказаниях строки, в которых певцы посредством непонятного и никому неизвестного слова Хоорай~Хонгорай воспевали красоту родных просторов - "Ой ты, широкая привольная хоорайская наша земля". Потом, отыскав его в соседних тувинском, тофаларском, монгольском языках, а также в казацких рапортах XVII в., стал говорить о нём всё более и более вольно, пока не пришёл к созданию теории о Хонгорае.

Тут следует отметить одну особенность научных исследований, особенно тех, которые выполняются на стыке двух или трёх, а то и более наук. Нормальный человек, если только он не Ломоносов, Клёсов или Фоменко, не может одинаково резонно, основательно, компетентно рассуждать о разных науках. Если он это делает и делает успешно, например, одинаково убедительно рассказывает и о том, как летает птица, и о том, как плавает рыба, это лишь говорит о том, что мы, скорее всего, имеем дело с хорошим популяризатором науки. Но возьмём реальных учёных, историков. Историки, реконструируя прошлое, часто используют в качестве доказательства лингвистические данные, притом многие из них делают это, говоря на вполне профессиональном, лингвистическом языке. Читатели клюют и безусловно верят всему, что они говорят. Однако учёные ведут себя иначе. Лингвисты, например, могут сказать: "Историк он, должно быть, знатный, но с лингвистической реконструкцией, ой, как облажался, лучше бы не совался в лингвистику", а собратья-историки могут утверждать обратное: "С историей он напортачил, но лингвистические выкладки у него убедительные, складные" и так далее. Боюсь продолжать развивать свою мысль...

Создав теорию, В.Я. поначалу излагал её в местных, мало кому доступных изданиях, затем стал публиковаться в Новосибирске, Москве. Поскольку он был (и есть) единственный доморощенный хакасский, пардон, хонгорский, историк с именем, его стали приглашать писать статьи в энциклопедических изданиях, стали цитировать, пересказывать, и вот... В науке как бывает? Достаточно авторитету, особенно авторитету со связями, многочисленными учениками и последователями, сказать веское слово, и это слово подхватывается последователями. Глядишь, оно, слово, уже в министерских программах, школьных и университетских учебниках, гм, в Википедии. Последнюю вовсю цитируют газеты, блогеры... Так было и здесь. Прошло совсем немного времени, как всюду звучал слаженный хор: "Хонгорай, Хонгорай... Хоорай... Рай... Рай...". Прошло ещё несколько лет. 20-30 лет назад никто и слыхом не слыхивал этого слова, а теперь, куда ни глянь, на обложках всех книжек читаешь "Хонгорские напевы", "Этнография (Язык, Литература, История) хонгорцев" (то бишь хакасов), "Блюда хонгорской кухни" и так далее.

Известно, что написано пером, того не вырубишь топором. Ещё говорят: слово не воробей, вылетит- не поймаешь. Вот и "Хонгорай" вылетел за пределы России...

The names Khongorai and Khoorai were applied to the Khakas before they became known as the Khakas. (OMG! How do you know that?! Всюду выделено мною. - В.А.) The Russian use of the name Tatar to call all its Turkic peoples during the Tsarist era is what led to the modern Khakas people refer to themselves as Tadar, which is not a historical name. Khoorai (Khorray) has also been in use to refer to them. Now the Khakas call themselves Tadar and do not use Khakas to call themselves in their own language. They are also called Abaka Tatars. (А это что такое? Кто писал и неправильно написал название моего родного города? - В.А.) (Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Khakas_people)

Хонгорай - протодержава киргизів, що існувала на территорії Хакасько-Мінусинської котловини у XV-XVIII ст. ("Протодержава киргизів"! Впрочем, что это я? Эти соврут и дорого не возьмут. Впрочем, что это я? Они списали это у москалей. - В.А.) Після падіння монгольської імперії Юань, у складі якої знаходилася територія Саяно-Алтаю, Монголія втратила свою владу над киргизами. Ті використали цю можливість, щоб створити свою власну державу. В кінці XIV століття киргизи об'єдналися з ойратами у боротьбі проти східних монголів, зайнявши лідерську позицію в цьому союзі. В 1939 році вождь частини киргизів із ойратської конфедерації, Удечі-Кашка, прийняв рішення про створення нової офіційної назви для свого регіону. Очевидь, протягом XV-XVI століття, різні кланові групи (Туманці, кереїти та інші), які, по волі монгольських правителів були загнанні в долину Середнього Єнісею та об'єднані під егідою киргизів в єдине етно-політичне об'єднання «Хонгор», або «Хонгорай». (Точно списали! - В.А.) Цей висновок ґрунтується на аналізі широкого спектру джерел, і в першу чергу, письмових документів XVII-XVIII. (Источник: https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B9)

Хонгорай, Хоорай – кыргыз журтунун экинчи бир аталышы; Минуса ойдуңунун тоолуу-талаалуу аймактарынын географиялык аталышы. Кыргыздардын Хонгорай этно-саясий бирикмесиндеги ээлеген орду зор болгон. (И ты, брат-кыргыз! - В.А.) 17-кылымдагы орус документтеринде Хакас-Минуса аймагы «Кыргыз жери», «Кыргыз өлкөсү» деп жазылган. Айрым коңшу элдер, мисалы, шорлор бул аймакты «Хыргыс-Хоорай» деп аташкан. (Источник: http://www.wikiwand.com/ky/%D0%A5%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B9)

"Что же это получается?" - я думал про себя всякий раз, когда читал такое. - "Мама-тётя! Я, что, выходит, не Вася Кроликов? Выходит, я... Изя Шниперсон?".

Я много раз встречался (и выпивал) с В.Я., однако тему Хонгорая ни разу с глазу на глаз не обсуждал. Между тем, у меня накопился кое-какой лингвистический материал, мало того, что подкрепляющий его теорию, так ещё и безгранично расширяющий её. Его я и хотел предложить его вниманию. Так, я считаю, что однокоренными с Хонгораем являются следующие слова: хунну (гунны, сюнну), Hungary (от Hun), конгломерат, конгресс, князь, König, Когурё, Hongorai River, Конго, кенгуру и многие другие. Подобранный мной материал убедительно говорит о том, что наши предки создали не только Республику Хакасия, но и до этого гуннское, древневенгерское, древнекорейское, древнерусское, древнегерманское и иные государства на трёх материках, а также в Папуа-Новой Гвинее, дошли до Греции, Рима... Приверженцы ДНК-генеалогии убедительно доказали связь южносибирских народов и с североамериканскими индейцами, однако, к сожалению, в их публикациях ничего похожего на Хонгорай не найти...

Свой материал я не собирался отдавать просто так. Взамен я хотел получить от него пару замечательных и красочных книг о Хакасии, пардон, Хонгорае, которые я не мог позволить себе купить по причине их дороговизны. Упустив В.Я. в винном, я решил достать его в другом месте. Но как? Я решил привлечь к поиску своих френдов. Один из них - историк.

Приняв решение, я вернулся к своему привычному образу жизни - стал ходить по гостям, пить водку, есть сало, раскатывать по фестивалям...

1

2

3

4
Tags: Хакасия, история, хакасы
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 74 comments