atsman (atsman) wrote,
atsman
atsman

Category:

ГОРОД ТЫСЯЧИ ЛУЖ (2). - УРТУН ТОЙЫ, ПРАЗДНИК ГУМНА

23 сентября. Первая половина дня

КАК и предыдущие дни, тот день был пасмурный, хмурый. Накануне прошёл дождь, на улицах стояли, словно торжествуя, празднуя приход осени, огромные лужи. Мда, если будет стоять такая погода, мне Салбыка не видать как своих ушей. Я решил поехать на ипподром - на Уртун тойы.

Уртун тойы (хак. Ӱртӱн тойы, где у с двумя точками сверху произносится как немецкое ü; латиницей это изафетное сочетание можно записать в виде ürtün toyɨ) - "пир (праздник) гумна", или, если переводить свободно, "пир, праздник в честь собранного урожая". В этом году он праздновался в день осеннего равноденствия, но, кажется, это случайное совпадение. Кажется, Уртун тойы не привязан к дню, когда Солнце переходит из северного полушария в южное, а просто проводится в одну из суббот в 20-х числах сентября (ср. здесь уртун айы ~ хак. ӱртӱн айы - "сентябрь", букв. "месяц тока, гумна"). Некоторые источники название праздника переводят "свадебный пир". Это, я считаю, ту мач (too much), но, как известно, на чужой роток не накинешь платок. Впрочем, в таком понимании праздника есть какая-то доля правды, потому что в старые времени именно к завершению зерновой страды приурочивали свадьбы. Должно быть, так праздник понимают и организаторы фестиваля, потому что одними из главных пунктов программы были конкурсы пар молодожёнов и свадебных игр.

К слову, укоренившееся бытование этого праздника и его название свидетельствуют о том, что традиционными занятиями хакасов в обозримом историческом прошлом были не только собирательство, охота и кочевое животноводство. Впрочем, земледелие было важным направлением деятельности и в глубокой древности. Всем известны оросительные каналы, прорытые два тысячелетия назад в тагарскую эпоху. Тогда "землю обрабатывали бронзовыми мотыгами-кельтами или деревянными мотыгами с бронзовыми оковками, урожай сжинали бронзовыми серпами, зёрна растирали каменными зернотёрками и ручными мельницами, дошедшими до хакасской этнографии (тербен). В основном выращивали просо и ячмень. Под поля обрабатывались чаще мягкие и влажные земли речных долин, а в засушливых местах сооружались ирригационные системы. Оросительные каналы достигали 15—20 км длины" (цит. по "Тагарская культура", Википедия).

Я сообщил о своём намерении поехать на ипподром невестке и услышал в ответ: "К трём часам в гости к кумовьям". Почему не говорите мне о моих, то есть своих в отношении меня, планах заранее? Выволок велосипед во двор, объехал громадную лужу, таким образом, проехав лишние двадцать или тридцать, а, может, даже сорок или все пятьдесят метров, выехал со двора и помчался по Кирова в сторону ипподрома.

1

Лужи, лужи, лужи! Без вас не представить Абакан! Большую часть четырёхкилометрового маршрута я проехал без особых проблем. Лишь перед самым ипподромом мимо лихо, не притормаживая, по луже промчалась учебная машина и обдала фонтаном грязной воды. Негодяй! Я бы таким лихачам водительских удостоверений не давал.

В годы моего детства и взросления национальные праздники в ХАО (Хакасской автономной области) никто не отмечал. Тогда и слыхом-то не слыхивали и об Уртун тойы, и даже о Тун пайраме. Сейчас - иное дело. За такие положительные перемены большое спасибо инициаторам перестройки и лично В.Я. Бутанаеву, который написал десятки книжек! Кстати, где он? Здесь написано о том, как в старину проводили уртун тойы.

История возникновения праздника: осенью, после жатвы, устраивали праздник урожая Уртун-той. Из молодого зерна готовили хмельной напиток «поза» и перегоняли его на водку (тун арага). Застолье устраивали прямо на току, сидя за маленькими хакасскими столиками. Под руководством почетного старца совершалось крапление водкой в сторону окружающих гор и читалось благословение земле. Во время уборки урожая на краю пашни оставляли пучок несрезанных колосьев под названием «хыра улуз» (доля «духа-хозяина пашни»). На празднике их торжественно завязывали цветными ленточками. Обряд посвящали духу-хозяину пашни за полученный урожай. Чаще всего, как и у многих народов, хакасские свадьбы игрались в осенний период самый богатый дарами матери-земли.

Программу праздника можно посмотреть здесь.

Я, как водится, на открытие опоздал. Но, если честно, все эти ладные хороводы, деланные, театрализованные представления под указку микрофонного голоса с участием головки республики (всё тех же Зимина, Штыгашева, Торосова) меня не волнуют. Их можно посмотреть на концерте, детском утреннике. В реальной жизни всё происходит куда проще, прозаичнее. С другой стороны, что такое праздник с участием официальных лиц на ипподроме? Концерт. Я не пошёл на концерт, а отправился тусоваться у площадки, где должны были начаться состязания в хакасских видах спорта - бросании на дальность тяжеленных камней, шашках тобит, поднимании гирь.

В ожидании начала соревнования спортсмены разминали пальцы, члены...

2

3

В тобит, говорят, раньше играли костями (таранными косточками овец), доску чертили на земле. О правилах игры можно почитать здесь.

4

5

6

Оставив игроков в тобит и гиревиков бороться за чемпионские звания, я проследовал в едальные ряды. Скромно, но со вкусом. Погодите! А где айран? Где арага? Это как-то, эээ, не по-хакасски!

7

8

Вдали в микрофон голосил эмси, ведущий.

9

Я пошёл посмотреть, в чём дело. Эмси объявлял победителей-передовиков сельского хозяйства. Разумеется, каждый район получил по победителю.

Всё это время на сцене стояли, мёрзли, украшая собой сцену, молодожёны в свадебных нарядах - по паре от каждого района. Ноев ковчег, да и только! Там тоже было каждой твари по паре.

10

Мелькнула мысль: "Почему организаторы не пригласили всех брачующихся? Сколько их могло было быть в этот день в республике? Пятьдесят пар? Ну, сто. Зато было бы больше участников праздника и было бы веселее".

Справа и слева стояли юрты-участницы конкурсов родов и юрт. Для участия в конкурсах организаторы отобрали избранные рода (кланы) - по клану от района. Можно было войти в них, полюбоваться на разнообразную снедь, утварь, родовые древа...

11

Некоторые молодожёны, не-хакасы в том числе, были в хакасских нарядах. К слову, в хакасских одеждах мною были отмечены не только участники концертов (имею в виду не-хакасов), что не могло не вызвать самых положительных эмоций.

12

Пространство перед сценой, на которой происходили награждения и концертные номера, так сказать, партер, было огорожено и отдано на откуп телекамерам, и зрители были вынуждены наблюдать за творившимся на сцене с галёрки - с расстояния примерно полусотни метров. Это вызывало некоторую досаду. Это было как-то... не по-народному, что ли.

13

14

15

Я бесцельно бродил в поисках чего-нибудь эдакого, как наткнулся на родственниц - двух сестрёнок, которых распорядители моего визита не удосужились позвать ни на один из банкетов. Мы обнялись, и я узнал, что они даже не были в курсе, что я прилетел на родину. Чтобы исправить оплошность, повёл сестрёнок отметить встречу. Мы нашли свободный столик и заказали несколько тарелок хана (кровяной колбасы), супа. Чай и хлеб клиенты выездного кафе ели бесплатно и без ограничений. Точно как в корейских едальнях! К сожалению, выпивку надо было покупать в другом месте.

16

Отметив встречу, мы пошли к сцене. Торжественная часть закончилась, шёл концерт самодеятельности. Одни её участники, отстрелявшись, фотографировались на память, другие готовились идти на сцену...

17

18

19

20

21

Сбоку забренчала балалайка, запиликал баян, застучал бубен - я рванул в ту сторону. Юрта Алтайского района в лице рода Баиновых готовилась к приёму руководителей республики и жюри.

22

Я глазел на музыкантов, как меня схватили за руку. Я обернулся - сестрёнка, с которой накануне выпивал в Белояре! Она потянула меня в юрту: "Пошли, налью". - "А разве можно?". - "Я тут хозяйка. Забыл, что ли? Я же вышла замуж в род Баиновых". Мы вошли в юрту, она достала из-за сундуков завёрнутую в пакет бутылку: "Сама варила по старинному рецепту". Налив стаканчик самогонки, она скомандовала: "Закусывай, чем хочешь, только особо не нарушай красоту. Сейчас должно придти жюри". Вот это по-нашему, по-хакасски! Что ни говори, есть в кумовстве что-то хорошее...

Выпив и закусив, прошёлся по юрте.

23

24

25

26

27

Жюри пришло и ушло, сестрёнка, растолкав толпу, усадила меня за стол, и я ещё раз выпил и закусил.

28

Выйдя из юрты, наткнулся на сестрёнок. Они фотографировались с мужиком, обряженным в ханский костюм. Сфотографировался и я.

29

Хан был ряженый. С ним фотографировались все кому не лень.

30

31

Подошла ханша.

32

Сестрёнки похвастались: "Это брат. Он из Канады". Ханша вдруг проявила ко мне интерес: "Не ездили на днях в Ширинский район?". - "Ездил". - "А я Олина сестра". - "Какой Оли?" - "Лёшиной жены. Она говорила, что поедет на встречу с дядей из Канады". Лёша - мой троюродный племянник. Омайгод! Так мы родственники-свойственники!

Глянул на часы - пора домой и в гости. Попрощался с сестрёнками и рванул на Некрасова.

33

34

Жаль, не посетил бега и скачки. Они когда-то, в пору моего детства, были моим "Спартаком", "Зенитом". Я не пропускал ни одни скачки, знал фаворитов и их наездников по именам и кличкам.


Tags: Абакан, Хакасия, игры, фестиваль, хакасы, этнография
Subscribe

Posts from This Journal “хакасы” Tag

  • В ГОСТЯХ. - БАНЯ ДЛЯ ЯПОНЦА

    ПЕРЕСМАТРИВАЯ записи, я обнаружил, что не описал поход в гости к кумовьям. В записи, описывавшей события того дня, лишь упомянул о нём дважды: "Я…

  • ЛОРА. - О СЕМАНТИКЕ РУКОПОЖАТИЯ И АПЛОДИСМЕНТОВ У ХАКАСОВ. - В ПАРКЕ ОТДЫХА

    18 сентября НА СЛЕДУЮЩИЙ день я поднялся с пола, думаю, в полдень, а, может, позже. Придя в себя и более или менее оклемавшись от вчерашней…

  • О НЕКОТОРЫХ ТРАДИЦИЯХ ХАКАСОВ: БЫТЬ ПОД МУХОЙ. - ВЕЛОПРОБЕГ АБАКАН-БЕЛОЯР

    ИЗ ДЕРЕВНИ меня, оказывается, увезли потому, что на следующий день в мою честь в родовом селении собирается тамошняя родня. Почему меня заранее не…

  • О СЛАВНОМ ХОНГОРАЕ И САЛЕ

    КОГДА мы въехали в Абакан, брат сказал: "Давай заедем в Алкомаркет, купим бутылку. Я помяну Толю". И то верно. Брат свернул в сторону. Вскоре мы были…

  • ХАКАССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ (1)

    6 сентября В ЭТОТ день у меня по плану было посещение Минусинского музея. До него от меня чуть меньше 30 км. Целью посещения я ставил углубление…

  • КАШЕМИРОВОЕ ПАЛЬТО

    ПОЗАВЧЕРА позвонила В. В. училась в той же школе, только двумя классами ниже. Не так давно отыскала меня в "Одноклассниках". В провинции народ…

  • К ОСНОВАНИЯМ КУЛИНАРНОЙ КОМПАРАТИВИСТИКИ

    КАК Я ГОВОРИЛ, в центр Азии я поехал, чтобы впервые в истории провести сравнительно-типологическое, но, прежде всего, сравнительно-историческое…

  • ГОСТИ

    Воскресенье, 3-е - А поворотитесь-ка, Виктор Данилыч! Экой вы смешной какой! Что это на вас за поповский подрясник? И эдак все ходят в вашей…

  • ЭКА НАС РАСКИДАЛО

    СЕГОДНЯ днём позвонила мексиканская родственница (о том, что мы родственники, нам обоим в детстве говорили матери, но тогда нам это было неинтересно;…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 57 comments