Biker

ПО ЦЕНТРАЛЬНОЙ КОРЕЕ НА ВЕЛОСИПЕДЕ (4): МОНАСТЫРЬ ХЭИНСА (1)

5 октября, утро

ВЫПИВ кофе, собрал свой немудрёный скарб, вытащил велосипед на улицу и покатил в гору. С утра было прохладно, но день обещал быть погожим. От мотеля до Хэинса 7 км непрерывного апхила, в конце которого поднимаешься примерно на высоту 600 м над уровнем моря...

Поднявшись, на секунду остановился у ворот, по существу, толлгейта, где водители платят за въезд. Сфотографировал ворота и никем не задержанный, не глядя по сторонам, проехал мимо.

1

Проехал зону отдыха, повернул направо, поднялся наверх... Проехал мимо музея монастыря Хэинса (해인사성보박물관), нет, туда, пожалуй, сегодня не пойду, к тому же, за него надо платить, доехал до парковки и стал озираться по сторонам, высматривая местечко, где бы можно было припарковать велосипед. Вся территория сбоку парковки была занята торговками, торговавшими обычным товаром - сушёными травами, корешками, съедобными деревяшками. Подбежала торговка средних лет, чьи товары лежали у прохода: "Дядюшка, поставьте здесь. Я присмотрю". Я недоверчиво сказал: "Велик дорогой, хорошо бы привязать к чему-нибудь". Негоциантка не отставала. Схватила велосипед за руль и потянула к себе. Я сказал: "Обещаете присмотреть?". Она подволокла, вот деревенщина, велосипед к дереву и прислонила к нему: "Я присмотрю. Мне часто доверяют велосипеды". Я на всякий случай обмотал раму и переднее колесо цепью. Тем временем моя сторожиха налила в одноразовый стаканчик какого-то напитка из стоявшего на жаровне чайника, протянула мне: "Выпейте. Соллипчха, сосновый чай". Я привык к такому, как правило, бесплатному, обхождению в Корее. Принял угощение, выпил и крякнул: "Вкусно!". Тётка сказала: "Купите что-нибудь". Я заныл: "Некуда класть". Она не отставала, стала совать пучки трав. Я сказал: "Куда они мне?". Протянула банку с зеленовато-коричневым порошком: "А чай понравился? Купите чай". Мне было не по себе - бесплатно, что ли, тётка будет присматривать за велосипедом, но эгоизма во мне было больше альтруизма, и я продолжал отнекиваться.

Тётка сказала: "Если купите, будете у меня первым покупателем, а когда первый покупатель мужчина, не женщина, это к удачной торговле. Пожалуйста, купите". Что? Есть такая примета? Тётка, почуяв, что жертва заглотила наживку, талдычила: "Кэси. Кэси". Кэси 개시 開市 - по-корейски "начало дня на рынке", то бишь, по существу, "первый покупатель". Я сказал: "Сколько?". - "Десять тысяч". Омайгод! Десять за баночку? Тётка, видя, что жертва сидит на крючке прочно, сказала: "В Сеуле на Намдэмуне такая стоит двадцать" и протянула вторую руку. Я взял банку и полез в кошелёк...

Оставив велосипед на попечение ловкой торговки, я зацокал наверх к монастырю. Дорожка, по которой я цокал, была асфальтированной и бежала по берегу горной речки. Справа и слева высились высокие горы.

2

Монастырь Хэинса ордена Чоге 조계종, прежде всего, знаменит тем, что он является хранилищем более чем восьмидесяти тысяч деревянных блоков, с которых некогда, в период Корё, был напечатан свод буддийских писаний, получивший в Корее название "Великий свод сокровенного на восьми манах (т.е. восьмидесяти тысячах) [досок]" - "Пхальман тэчжангён" 팔만 대장경 八萬大藏經, а в мире известный как "Трипитака Кореана" ("корейская Трипитака", или "корейские Три корзины"). Собрание блоков признано культурным сокровищем мира. Благодаря "Трипитаке", Хэинса вошёл в тройку корейских монастырей, признанных носителями трёх драгоценностей, сокровищ (по-русски, или, вернее, по-санскритски Триратны), самбо 삼보 三寶 ("трёх по, драгоценностей") - Будды 불보 佛寶, дхармы 법보 法寶 и сангхи 승보 僧寶. Понятно, что Хэинса - монастырь-хранитель дхармы. Двумя другими монастырями двух других драгоценностей являются Тхондоса 통도사 (пров. Южная Кёнсан) и Сонгванса 송광사 (пров. Южная Чолла). Стоит заметить, что среди буддистов есть радикальные верующие, которые утверждают, что нельзя выделять храмы трёх драгоценностей, потому что все буддийские храмы несут людям дхарму, во всех храмах есть лики Будды и есть монахи...

Название монастыря происходит от фразы хэин саммэ 해인 삼매 海印三昧 в "Сутре цветочной гирлянды", 대방광불화엄경 大方廣佛華嚴經, которая передаёт суть стадии созерцания, когда в море отражаются все мириады вещей и так далее.

Впервые Хэинса я посетил одиннадцать лет назад и с тех пор много раз упоминал его в разных контектстах. О структуре буддийских монастырей тоже писал много раз, поэтому повторяться не буду. Здесь содержится довольно подробное описание (в нескольких записях) монастыря Чикчиса 직지사 в Южной Чхунчхон в нескольких записях, здесь рассказ о монастыре Магокса близ Кончжу, здесь о монастыре Чынсимса в Кванчжу, а уж сколько писано о монастыре Восточного Журавля - Тонхакса в Тэчжоне, и невозможно сказать...

В начале 2017 года посетителей снова стали пускать во двор блокохранилища, которое было закрыто ровно на девять лет после поджога в 2008 г. Великих Южных ворот (Намдэмун 남대문=Суннемун 숭례문) в Сеуле полусумашедшим гражданином, требовавшим справедливости...

На подступах к монастырю и в самом монастыре обратил внимание на появление на монастырской земле новых истеблишментов, современных кофеен, торгующих капуччино и свежевыжатыми соками. Стало интересно, сколько эти бизнесы платят монастырю, ордену Чоге?

3

Первые врата монастыря - Одноколонные, Ильчумун 일주문.

4

Вторые - Фениксовы, ворота Понхванмун 봉황문. Они - культурное сокровище провинции №154. Поскольку в них находятся изображения небесных стражей, их ещё называют Чхонванмун 천왕문. На вывеске написано 海印叢林 (там надпись надо читать шиворот-навыворот - справа налево) - хэин чхонним "Лес [храма] Отражения в море".

5

В чашах, утопленных в земляном полу, валяются тысячевоновые бумажки - подношения благочестивых верующих.

Перед каждыми вратами и каждым ликом люди совершают по три поясных поклона.

6

Между Чхонванмуном и следующими вратами, Хэтхальмуном, справа, Куксадан 국사단, небольшое храмовое строение, в котором находится алтарь с ликами местных божеств - горного старца Сансина, говорят, он здесь дух Каясана (тут на ум приходит соседство буддийских и синтоистских храмов в Японии), духа-хранителя храма... Прежде Куксадан находился в центральном дворе перед главным храмовым зданием монастыря (теперь на том месте стоит Великий храм Вирочайны). Теперь он вынесен на храмовые задворки, и большое дерево перед ним переделали в "дерево желаний". Я хотел написать желание, но оказалось, что бумажки, на которых можно написать своё желание, надо покупать, и они стоят десять тысяч (прим. $9 US). Что же это такое? Здесь, в Хэинса, всё, что ни возьми, платное, и всё стоит десять тысяч! Я прикинул, на сколько миллионов здесь может висеть бумажек: десять тысяч вон умножить на десять тысяч бумажек получится... У меня закружилась голова, и я поспешил отойти от дерева.

7

Третьи врата - Хэтхальмун 해탈문, Врата освобождения от бренных мыслей.

8

Монастырская торговля продолжается и за Вратами освобождения. Написать желание на черепице тоже стоит десять тысяч. Здесь же продают бумажки желаний.

9

Рекламные черепицы.

10

Я пошёл по центральному двору, свернул в сторону и направился к цели моего путешествия - хранилищу блоков Трипитаки. Мимо спорой походкой прошли посетительницы в серых платьях. Католички.

11

Вдали мелькнула русая головка. Иностранка! Судя по монашескому одеянию и положению рук, интуристка на темплстэе (templestay). Их, иностранцев, первым делом обряжают в серые робы и учат держать руки сложенными перед мотнёй...

День постоя в монастыре и приобщения к монашеской жизни здесь, в одном из трёх главных монастырей Кореи, должно быть, стоит недёшево - тысяч восемьдесят, а то и сто.

12

Я забрался на пригорок и пошёл к хранилищу.

Posts from This Journal by “Хэинса” Tag

> Тётка сказала: "Если купите, будете у меня первым покупателем, а когда первый покупатель мужчина, не женщина, это к удачной торговле. Пожалуйста, купите". Что? Есть такая примета?
Интересно, что в Киеве на рынках тоже в эту примету верят. Корейцы притащили?

Черепица с рисунками как-то сильно напоминает испанские ретаблос.
Как интересно! Неужели и у русских есть такая же примета --- раз у украинцев есть? Не обращал на это внимания. Вернее, как-то не приходилось общаться на эти темы, поэтому просто не был в курсе.
Ретаблос - плитка? Формой напоминает?
Да. Плитка, которую приносят в храм (католический) с просьбой о помощи или с благодарностью за неё.
Может изображать святого, которого просят\благодарят:

или историю в лицах:
Какие симпатичные!
А, что, плитку освящают и забирают домой или оставляют в храме?
Оставляют. Это вроде как благодарность святому, который помог.
Понятно.
Но они, плитки, идут в дело? А вдруг какая плиточка некачественная! :)))
Есть, есть примета!) Причем, чтобы усилить, этой десяткой, например, надо обмахивать прилавок с товаром)
Надо же! Поистине, век живи - век учись! :)
О, точно, тетка из наших, у нас также на рынке первый покупатель мужчина к хорошему дню торговли. Еще нужно полученной купюрой по товарам продаваемым похлопать...
Охохошеньки... А я-то думал, что, написав о корейской тетке, о ее "кэси, кэси", открою людям глаза... :)))
И у нас на севере эта примета. Еще и купюру обязательно отдельно в сторонку положат и весь день менять не будут. ))
Да и монастырь как у нас: платно к богу ближе. Удивляет, как после трат от бренных мыслей освобождаются. Или меньше денег - меньше проблем?))
Прекрасный пост. Доберусь до Хэинса, так и не надо ничего описывать после: дам на эту запись ссылку и всего делов :-)
Thank you.
Недавно пересматривал The Family. Не смотрели? С Робертом де Ниро, Мишель Файфер. Чудный фильм - про семейку мафиози. Там есть сцена, где дети - дочь и сын - разговаривают в школьной столовке о том, кто как входит в новый коллектив. Сестра говорит, что узнала, кто у нее своровал сумочку, и расправилась с воришкой. Брат одобрительно говорит: "You are a maniac". Сестра отвечает: "Thank you"... :)))
Подумал, что слова братишки можно сказать и обо мне. Жил бы себе спокойно, гулял бы, ходил по столовкм, музеям... Зачем нужно было мучить себя? Ведь до Хэинса можно было добраться на автобусе, такси... :)))

Edited at 2017-11-13 03:08 pm (UTC)
Отыскал клип из фильма.
Надо будет пересмотреть еще раз. :)))

Есть такая примета, почин называется, иногда ещё плюнуть на купюру надо и ударить ей о прилавок (торпеду)))

Так странно, только 2 дня назад встречалось упоминание о Трипитака Кореана и вот опять. Бывает звёзды сходятся на какой то теме))
Понятно.
(*Чешет в затылке*) Интересно, знал я об этом, нет? :))) О том, что надо плюнуть через плечо, постучать по деревяшке, перекреститься, обойти черную кошку, нельзя смахивать крошки ладонью и т.д., и т.п. знал, а об этом... Наверно, мало ходил в свое время по магазинам-рынкам... :)))