Tiger and Magpie

ЧЕТВЕРГ

НЕДЕЛИ две-три назад дали перевести довольно большой текст, я стал меньше сидеть в интернете, перестал читать чушь, новости и чувствую себя, несмотря на регулярные недосыпания, превосходно. В интернете читаю лишь словари, гуглю синонимы, фразы, а на ночь, вернее, на утро, смотрю в YouTube шоу, которые приятно смотреть (они все почему-то американские), слушаю песни. Несколько дней назад проклятый ресурс подсунул Рэя Романо (эй, бади, сколько лет, сколько зим; лет пятнадцать-двадцать назад я не пропускал ни один эпизод его "Everybody loves Raymond"; ему, оказывается, уже шестьдесят, выглядит прекрасно), и я пересмотрел все его интервью лет за десять, включая последние - то, в котором он рассказала про свою девяностолетнюю мамашу (у пожилых людей едет крыша, и они говорят совершенную чушь, его мамаша сказала ему недавно: "У нас с твоим отцом всегда был обалденный секс"; Рэй сказал: "Вы можете представить, когда вам шестьдесят, свою мать занимающейся сексом? Моя мать не просто занималась сексом. Она занималась обалденным сексом!") и другое, в котором он делится своим ноу-хау и даёт советы давно женатым мужикам, когда лучше заниматься сексом с жёнами (утром! - вот чудак, открывает Америку). Период просмотра Рэя Романо прошёл, и YouTube подсунул мне "Your Song" Леди Гага. Вот певица, которую я люблю! Она, возможно, выглядит странно, ненатурально, зато поёт лучше. Она и актриса замечательная. А позавчера не выдержал, дал слабинку и, поддавшись уговорам Фэйсбука, прочитал в корееведческой группе про гибель в Южной Корее, не то самоубийство, не то убийство, мальчика-подростка. Мальчик был наполовину русский, из неполной семьи (его воспитывала мама). В Корею приехал в пять лет и прожил там несколько лет.

В прочитанном тексте подчёркнуто говорилось про мультикультурализм, трагический случай преподносился как буллинг наполовину русского школьника. Я почитал, что пишут корейцы. Мелькнула мысль, что дело не в буллинге или не только в буллинге...

...

Когда сидишь один дома, о еде особо не задумываешься. Жаришь яичницу или варишь доширак. Перекусив, возвращаешься в command center. Было двенадцать. Время перекусить. Я пошёл на кухню, достал пачку рамёна и принялся кашеварить. Заодно вспоминал себя мальцом, школьником...

Ни для кого не секрет, что после развала Союза часть русскоязычного населения, проживавшая в бывших советских республиках, оказалась там национальным меньшинством, поняла, что значит быть в шкуре национального меньшинства (об этом написали миллион раз). Какой неприятный сюрприз! Я знал, каково быть меньшинством. Я всё детство пробéгал "хахаснёй" (пренебр. от "хакас"; кто-нибудь слышал это слово?). Бóльшую часть его провёл в Абакане, в котором в те годы из представителей титульной нации жили лишь несколько работников обкома и облисполкома, скудный наличный писательский, исследовательский и актёрский состав да немногие сотрудники областного радио-телевидения и местной газеты. Городок с его преимущественно белым населением было не отличить от любого другого советского города. Я, натурально, был меньшинством.

До школы я не говорил по-русски. Из русских слов знал только одно, которое меня подвыпившие деревенские дядьки с хохотом заставляли говорить, поставив на стул - "ипашмат" (с ударением на первом и последнем слогах). В первом классе учительница научила меня здороваться: "Со взрослыми надо здороваться. Скажи "Здравствуйте"". Я повторял: "Здравствуйте". После занятий я шёл на перекрёсток (я был смышлён и послушен) и часами говорил прохожим: "Здравствуйте". Люди с удивлением смотрели на меня (в Советском Союзе не было принято здороваться с незнакомыми людьми), многие, кажется, отвечали на моё приветствие. Маленьким я был очень худым и очень большеголовым, чёрным, с налысо стриженной головой, поэтому представляю, какая, должно быть, была забавная картина. Мог ли я думать, что через несколько десятилетий буду, как в детстве, говорить прохожим "Hi"! Сказал бы "пора старинушке под холстинушку, а он - ровно ребёнок", но так устроен мир.

Начальную школу помню как счастливое время. Детство Вити. В средней наступили другие времена. В силу того, что таких черноголовых, как я, было единицы, я стал "хахаснёй". Ещё меня дразнили, обзывая Чомбе (в те годы в Африке был диктатор с таким именем). Меня стали награждать тычками, поколачивать. Один раз, выведя толпой в школьный двор, устроили показательный бой, в котором я потерпел поражение. Один раз позвали на Самохвал (это гора такая, за городом). Я пошёл. Сейчас кажется удивительным, непонятным, почему пошёл. Кажется, пошёл добровольно. На Самохвале на меня пошли с ножиком... Кое-кто может сказать, что это был буллинг. Не знаю. Несмотря на тычки, я чувствовал себя прекрасно. А чувствовал прекрасно, наверно, потому что дома всегда ждал вкусный обед, потому что понимал, что клички были всего лишь клички, например, прикрытием зависти. Ведь я был отличником. Ещё я мирился с кличками и потому, что понимал (как сказал, я был умён), что не заслужил, в силу своей худобы, титула "жиртрест" (никогда не хотел быть жиртрестом), в силу цвета волос - титула "рыжий" (как хотел, особенно в пубертатный период, чтобы у меня на голове и на лобке были рыжие волосы!), в силу своего роста - титула "каланча" - носителей этих и иных кличек было достаточно, каждый второй. О буллинге, подозреваю, общественность в те годы не знала (а известно, что раз слова нет, нет и вещи, явления), так что жизнь текла своим чередом.

Я перешёл в национальную школу-интернат. Там мы уже все, все триста собранных со всей области ребят, были "хахаснёй"; национальное самосознание, в силу изолированности школы, её особого статуса в городе, укрепилось, и в город мы выходили консолидированно - группами...

В Питере, в котором, если посмотреть строго, я был в положении русского в Сеуле, было иначе. Он был городом "нашей ленинградской вежливости". Меня, правда, по нечаянности, иногда называли "нацменом", но я терпел это. "Нацмен", разумеется, коробило. Безобидное, казалось бы, пришедшее из официального языка слово воспринималось как пренебрежительная кличка. Зачем, думал я, в обычной беседе уточнять, ну, совершенно, без надобности мой социально-этнологический, антропологический статус? Но жизнь текла своим чудесным образом. Всё поменялось после перестройки. Питер и всю страну захватили другие люди, стали твориться другие дела. На заправке впереди могли встать лица коренной, русской, национальности, сказать: "Подвинься, чукча, я здесь стоял", могла напасть вооружённая ножами шпана. Про Москву и говорить нечего. Там как-то раз на меня и жену ни с того ни с сего совершили атаку в вагоне метро - аккурат посреди Москвы. Тут должен сказать, что русский народ тогда был несознательным. А, может быть, дело было вовсе не в сознании, а в том, что это имело место не в Сеуле, а в Москве 90-х? Все, кто был в том вагоне, смирно сидели, опустив головы или отвернувшись в сторону. Но то, скажу откровенно, были акты не постоянного буллинга в отношении конкретного человека, а элементарного "случайного" хулиганства, правда, грозившего перерасти в преступление...

Я мешал ложкой в кастрюльке и думал: был ли инчхонский инцидент результирующим событием буллинга или он был чем-то другим? Не было ли в случившемся и вины мамы? Папы, не жившего с семьёй? Не знаю. Общественность думает, что имел место буллинг, валит всё на школу, однако, судя по словам матери, сын и подозреваемые в совершении убийства дружили, один из них не раз оставался у них ночевать...

В Корее, по крайней мере, в отношении взрослых чужаков, иностранцев актов насилия немного (если покопаться, конечно, найдёшь). Лично я не припомню случаев откровенного нападения на белых, выдворения их из очередей, из ресторанов и всё такое. Напротив, им всюду рады, только для них открывают казино, районы красных фонарей, из которых взашей гонят своих, корейских. А если какого кудрявого белокурого работника и подвергают харасменту, он всегда может успокоить себя тем, что точно такому харасменту или даже более сильному босс подвергает его корейских коллег. Что до школы, школа она и есть школа. Дети, как никакие другие живые существа, перенимают повадки и ритуалы взрослых особей.

Я читал, что буллинг в школе сродни армейской дедовщине. Я бы сказал, если бы согласился со сравнением на все сто, что вся жизнь корейца - дедовщина (тут достаточно вспомнить, как устроены и работают корейские фирмы, да хотя бы то, как простые граждане преследуют и доводят до самоубийств певиц и актрис), и начинается период дедовщины примерно с первых классов средней школы, когда пацаны начинают взрослеть, примерять на себя взрослую одёжку...

Порефлексировав и погоревав о русско-корейском мальчике (он представлялся мне "хахасёнком" в 19-й инчхонской школе), я взмахнул ложкой в последний раз и понёс варево на стол.

...Чтобы обед был сытным, я в дополнение к лапше сварил рис. Пожарил и бросил в рамён чеснок и репчатый лук, нарубил несколько стебельков петрушки и, наконец, опустил в него несколько ломтей ветчины. Ел рамён, заправив рисом.

Риса было много, поэтому я, съев лапшу, притащил нори и съел несколько ложек риса по-корейски - кладя рис на лист нори, припечатывая сверху ломтиками маринованного в перце осьминога.

7

...

Под вечер пообедал вместе с семьёй, а ещё через несколько часов, примерно в одиннадцатом часу ночи, мы со сыном намбер уан решили поесть ещё раз. Нажарили картошки, тихонько, чтобы не потревожить остальных, накрутили из остатков риса, намешав в него тунца из консервной банки и мелко порубленного огурца, салат, вытащили из холодильника кильку в томате. Ночной перекус дополнил лосось в пергаменте (кладёшь замороженную рыбу в пергамент, тот на противень, включаешь печку - через десять минут блюдо готово) - четверг получился, как в советское время, рыбным днём.

Я налил себе стопарик "Рояля": "Ну, бум".

8

9

Поев, пошёл трудиться дальше.

Ночью Фэйсбук снова напомнил о "хахасёнке". Глянул, что пишут в интернете.

Его тело обнаружили под 15-этажным зданием. Осведомлённые люди лишут, что в его гибели виновны одноклассники, те, с кем он был дружен - три пацана и девчонка. Первичное расследование показало, что зачинщиками были двое, один - чистокровный китаец, второй - китаец наполовину. Друзья-корейцы были, так сказать, "сторонними наблюдателями", "свидетелями". Мелькнула несуразная мысль: вот он, мультикультурализм, в действии. Следом закономерно мелькнула другая несуразная мысль: а что с другими нацменами в Корее? Китайскими, филиппинскими, вьетнамскими... Уверен, их дети, рождённые в смешанных браках, тоже подвергаются буллингу. И почему молчат узбеки?

Координационный совет организаций российских соотечественников в Корее (сколько лет прожил рядовым российским граждинином в Корее, никогда не слышал о таком!) провёл круглый стол и направил открытое письмо премьер-министру с требованием принять меры по предотвращению буллинга: "Мы, русские, вносим достойный вклад" и всё такое.

Прочитав это, пахнýвшее совком - заседаниями и резолюциями, я вспомнил давние случаи нападения на корейских студентов (и убийств) в России. Не помню, обращалась тогда корейская общественность к российскому президенту, премьер-министру или нет. Впрочем, это неважно. Какое это имеет значение сегодня? Сегодня мир и люди - другие...

________________________________________________________________

Чёрт. Первое декабря, а мне переводить и переводить. Ничего. Пошлю в выходные.

Posts from This Journal by “записки от скуки” Tag

В мое время нацмен уже звучало ругательством, никогда его не употреблял, хотя от старшего поколения его слышал, и употреблялось оно не в уничижительном смысле. Видимо, был период, когда этот термин употреблялся в масс медиа, а в моем сознательном возрасте это слово уже ушло из официального употребления.
А буллинг мог быть и не по национальному признаку. Мне кажется, что национальная и иная особенность в случае буллинга приплетается заодно, но не является причиной.
Да, я думаю, в 70-е оно употреблялось --- разными людьми --- и так, и так. Я старался учитывать этот фактор. :)))
Буллинг, иначе, систематическое преследование, травля, по крайней мере, в школе, да, чаще имеет причиной какие-то очевидные, бросающиеся в глаза, так сказать, физические, вещи. Хорошо бы отыскать случай травли, например, еврейского или украинского ребенка и посмотреть, из-за чего его травили --- из-за его национальности или из-за того, что он играет на скрипке или ходит на балет... :)))
Я жила в разных регионах России и внешность у меня не славянская.
Но к татарам отношение какое-то специфическое : сидит тетка незнакомая и рассказывает про нерусских " чурки, чурки...".
- Вообще-то я тоже нерусская, татарка я!
- Ну, вы наши, русские татары!
(Типа, подлецы, но наши подлецы, бгг)
:)))
Я рассказывал об аналогичном случае. Приятель, друг, на самом деле, один из четырех, кандидат наук, ведущий сотрудник академического сотрудника и все такое, рассказывает какую-то историю (это было давно, в 80-х или 90-х) и несколько раз сказал "чурки". Я сначала стерпел, а потом говорю ему: "Ты поосторожнее со словами. Я - тоже чурка". Он: "Какой ты чурка! Ты свой". :)))
Кстати подтверждаю - в детстве татары считались русскими. И евреи считались русскими, и даже армяне. По национальному признаку никого не травили (буллинг по-русски называется травля). Да Вы, дядюшка, оказывается билингв первого типа!
А историю про школу если переведете и пошлете даже нью-оркер, пойдет на ура!
Да? Моя жена, кажется, думает иначе. Ее детсадовский, школьный опыт говорил ей, что окружавшие ее люди думают иначе. Почему она и стремилась поскорее окончить школу, поступить в институт и быть подальше от школы и детсада. :)))
хороших вам выходных.
интересно вас читать.
а буллинг был при ссср и еще какой...
Да, еще какой. А какой сейчас! Мало не покажется. Сейчас он вырвался в виртуальное пространство, стал доступен... :)))
Сенкс. Мне писать и писать. :)))
Вам --- хороших выходных.
Нда, мрачно. Мне как то повезло не иметь такого опыта в детстве. Школа была очень большая, 1600 учащихся, причем рядом был детдом и детдомовские учились вместе с нами. Нацмены были в избытке - татар 90%, но остальных не обижали. Да и не волновали никого ни национальность, ни особенности экстерьера. Видимо такой мы справедливый народ. :) Было конечно всякие инциденты, но чтобы кого то обижали толпой или чморили по любому признаку - не было такого. Возможно дело в учителях, дисциплина была жесткая. Исключением были физики. Им как то все было по барабану. Помню, на задних партах пили вино и играли в карты. Хехе, может поэтому я пошел на физфак?
Так у вас нацменами были русские! Такое в Хакасии и представить было невозможно. В средней школе, куда я пошел, хакасов было, дай Бог, 0.01%. Человек, мыслящий рационально, подумал бы: "Чё назвали область Хакасской? Кто такие хакасы? Покажите мне одного". :)))
Нет, я не имел в виду, что было мрачно. Такое создалось впечатление? Надо будет переписать текст. :))) Было весело, несмотря на то, что было советское время. Было всякое, конечно. То девочка начинает ходить заплаканная, потом уезжает вообще из города, а мы шушукаемся, изнасиловали, с полузавистью смотрим на того, кто по разговорам, ходившим между нами, сделал это... Всякое было...
Интересно, какой теперь процент меньшинств в Абакане. Мне в сентябре показалось, что 50\50.
Процент меньшинств между собой? Хакасов/кыргызов или хакасов/китайских корейцев? :)))
В предыдущий свой визит в Абакан (это было в 2010, что ли) я обратил внимание на увеличившееся число черноголовых --- и не только на это. Я обратил внимание, что они, топая по городу, разговаривают не по-русски, а по-хакасски! Сказал об этом своей однокласснице (она - кандидат филол. наук, написала диссертацию про хакасскую фонетику, тогда была завкафедрой иностранных языков в ХГУ), говорю: "Чё-то не пойму, чё они далдонят. Они - даже не сагайцы. Те мекают. Наверно, носители какого-нибудь неизвестного диалекта. Надо его описать". Она: "Витя! Это тувинцы". Оказалось, в Абакане стало много тувинцев, они едут учиться (их, в принципе, легко отличить, они более, так сказать, монголоваты). А еще кыргызов навалило до кучи. Ну, эти черные. Чернущие. А пойти на рынок --- там столько китайцев! То бишь китайских корейцев...
Я подсчитал примерно, сколько в Абакане хакасов, и пришел к неутешительному выводу... :)))
Нет, серьезно, за прошедшие десятилетия хакасов в городе стало больше. Я динамику отслеживаю постоянно, примерно раз в десять лет.
с вами приятнее общаться чем с большинством русских. я русский если что
:)))
Рад этому обстоятельству. Но вы не подумайте что. Я болтаю невесть что, несу чепуху. У пожилых людей, знаете же, сносит крышу, и они начинают лепить горбатого, говорить вещи, которые в приличном обществе не говорят... :)))
14 школ за 10 лет учебы.
Что вы можете знать про "буллинг"? :-)))
Всю школу:"новенький".
14 школ! Омайгад! Конечно, в каждой новой школе его будут принимать в штыки.
А я это все постарался забыть, хотя место, где провел детство и школу ненавижу. С другой сторон, это повлияло на мою дальнейшую жизнь и я стал тем, кто стал. И про приветствия на улице. На Кипре не знаешь кого встретишь и обычно отвечаю на приветствие. Киприоты - калиммЭра, Англичане морнинг, Остальные Хай. И когда вижу чела в желтых штанах с красной футболкой, на которой крупно бренд - говорю доброе утро.
Да? Интересно, из-за чего можно ненавидеть родину, школу? Буллингу подвергали?
Если бы я подобно некоторым исповедовал принцип "я этого не видел, значит этого не было", то сказал бы, что "вывсёврёти" :)
Я учился в двух школах и ни в одной никогда никого не травили ни по какому признаку. В первой у нас из "нацменов" было полтора еврея - девочка Галя (сейчас она в Израиле) и мой лучший друг - полукровка Дубровский. Во второй были только русские. Класс делился по другому принципу - те, кто книжки читает (меньшая, сильно меньшая часть), и те, кто нет. Дружным этот класс назвать было нельзя, но немногочисленные драки были чисто установочными, с новичками типа меня. Без крови и один на один.
Не было этой проблемы и в армии, как ни странно. Даже слово "землячество" я услышал много позже. Может быть и было в соседних стройбатах - там периодически кто-нибудь вешался, но у нас нет. Преобладали русские, даже украинцы были, в основном, из Киргизии почему-то. Но хватало всех. От Москвы до самых до окраин.
У нас в отделе была темгруппа, которой руководил кореец Пак. Группа- это сильно сказано, потому что в неё он входил единолично. За всю историю не нашлось никого, кто смог бы выдержать его говнистый характер. А потом я почитал воспоминания советских корейцев о их детстве и юности и, кажется, стал понимать, откуда у него такой характер. Жить в стране победившего интернационализма и упоительной дружбы народов было нелегко, да.
В случае с мальчиком, насколько я понял, проблема не столько в его национальности, столько в неуверенности в себе с одной стороны и особенностях стайного поведения приматов с другой. В какой-то момент стая съехала с катушек и загрызла мальчика. Такое бывает и в собачьих стаях.
Ну да. Всё ж имеет место в своем месте и в свое время. О положении нацменов в титульных областях вроде Хакасии было писано немало. А что до того, что говорят не жившие там... Типа "да у меня лучший друг еврей (татарин, узбек)". :))) Как говорил герой фильма "Ширли-Мырли", "вам, гоям, нас, евреев, не понять". :)))
Мы ничего не знаем о мальчике. Не знаем ни о его семье, ни о его родителях, ни о его характере... Я не уверен и в том, что его так сильно притесняли, что он решился на крайний поступок. Кстати, на этот, как его, совет, мать позвали? Я прочитал мельком тот пост и ничего не понял. Понял только, что рассмотрели и постановили призвать к ответу виновных.
Финансовую помощь матери будет совет оказывать, нет?
Очень болезненная тема для любого "нацмена", которым и я являюсь. Когда в Татарстане в начале 90-х, равно как и на всех национальных территориях бывшего СССР, начались проявления национализма, переходящего в яростный шовинизм, русская мама моей подруги с обидой спросила меня:"За что вы так нас возненавидели? Разве мы вас угнетали?" Т.е. исходя из ее логики, мы, проживая на своей исконной территории, должны были благодарны за то, что нас физически не угнетали. :-((( Я, обалдев от такой логики, задала ей всего два вопроса:"Почему ни в одной национальной республике 99% русских не считали нужным знать язык тех людей, в гостях у которых они проживают? В том числе и Вы лично. Не считаете ли вы это проявлением неуважения или даже расизма?" А у меня самой до самой смерти будет стоять перед глазами сцена из жизни, когда приехавший из глухого села неграмотный дедушка-татарин смог худо-бедно сформулировать на русском свою мысль, а русские (знающие в основной своей массе один язык и то весьма посредственно) его обсмеяли и всячески передразнили. Приехав в Украину я первым делом выучила украинский, следуя тому назиданию, которое дала мне мама:"Уважай тех людей и ту семью, хлеб которой ты будешь есть." И больше всего в 2014 году, когда раздулась эта история на Донбассе, меня поразила фраза русской пенсионерки из Донецка в каком-то видео:"Наши челюсти устроены не так, как у хохлов. Мы не сумеем произносить их смешные словечки."
Все это смогут понять и всему этому дать соответствующую оценку только "нацмены". К слову сказать, крымские татары в Украине прекрасно владеют украинским, причем все без исключения.
Вот-вот, о чем я и говорю.
Те, кто комментировал выше - "всё вранье, жили дружно, у меня был друг татарин (еврей, кореец)" - жили в местах исконного проживания русских. А жизнь в национальной республике, области, тем более, на окраине, где титульной нации было с гулькин нос, а в городах, ее, считай, не было вовсе, увиденная глазами этой титульной нации, испытанная ею на своей шкуре, для них, на самом деле, была несколько другой...