Tiger and Magpie

МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС "ПОБЕДА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ ВОЙНЕ"

18 сентября 107 года чучхе (2018), прим. 16:30-18:30

Я ОБРАТИЛ внимание, что многие, если не все, кто побывал в КНДР, как заколдованные, говорят штампами. Например, о своей поездке говорят: "Съездил в самую закрытую страну мира"*. Умоляю. Для кого она закрыта? В КНДР может поехать любой. Заплати деньги, купи тур и поезжай. Не могут поехать разве что южные корейцы, и то только потому, что сделать это им запрещает их государство - поездки в КНДР рассматриваются как преступление, едва ли не как государственная измена. Но что поездка! Южанина как пить дать посадят в тюрьму, если он выйдет на улицу с плакатом, как-то поддерживающим Северную Корею, или заговорит о ней положительным тоном или, упаси Бог, запоёт на публике северокорейскую песню. А так --- езжай кто хочет. В КНДР могут ехать даже граждане её заклятого врага --- Штатов! Кстати, об американцах.

Как правило, представления (и отзывы) американцев о КНДР крайне негативны. Почитайте комментарии американцев к роликам на YouTube, статьям про Северную Корею на новостных сайтах. Уши дыбом встанут. Среди многих вещей американцам в КНДР не нравится проявление корейцами своей ненависти к ним, к американцам, точнее, к Штатам. Я думаю, что те, кто пишет эти hateful комментарии, забывают об одной вещи, а, возможно, элементарно не знают её...

О Корейской войне написано очень много. На русском языке написано немного, но достаточно, причём достаточно разнообразно, так что каждый может найти чтение по душе.

Сейчас, похоже, все (за исключением, разумеется, северокорейских историков и всего северокорейского народа) сходятся на том, что войну начала КНДР, по крайней мере, "technically" (позволю себе употребить неподобающее слово). Это понятно. Против правды не попрёшь. Именно части Корейской народной армии первыми перешли утром 25 июня 1950 г. границу. Но кто знает! Не перейди КНА границу 25 июня, через неделю или месяц у американцев или Ли Сынмана не выдержали бы нервы, и уже они перешли бы границу, и тогда войну называли бы не юг-и-о (6.25), а как-нибудь чхир-о (7.5) или ещё как. Но тогда, разумеется, у них не было бы оправдания перед остальным миром, и режим Ли Сынмана по праву называли бы кровавым. Что и говорить, то, как началась война, стало для южан громадным преимуществом, своеобразной индульгенцией...

О том времени, о Ли Сынмане и о Корейской войне не так давно серию совершенно замечательных, искромётных эссе написал К.В. Асмолов. Вот они: 1) Американский папа. Этот человек сделал Корею другом США. Он был страшнее Ким Ир Сена, 2) Завтра война. Они утопили Корею в крови на деньги американцев. Такова цена демократии, 3) Бог и президент. Он продал Корею американцам и уничтожил всех недовольных, 4) Неоконченная война.

Крайне рекомендую к прочтению. Все статьи написаны живым, энергичным языком, их посылы понятны. Я прочитал эти четыре. Возможно, было продолжение. Не знаю.

Более сухо (что понятно, энциклопедия ведь!), но, всё же, в несколько вольной манере (как можно? энциклопедия ведь!), несколько, я бы сказал, по-ревизионистски (если судить с позиций традиционной советской исторической науки), о предпосылках войны, её ходе (в первые двенадцать месяцев; описание обрывается на событиях июля 1951 г., после чего говорится уже о заключении перемирия) и последствиях написано здесь. Тем, кто любит более длинные тексты, я бы очень рекомедовал почитать "Корейскую войну" Уильяма Стюка (Stueck W. The Korean War: An International History, 1995). Её перевод полностью выложен на militera.lib.ru (Стьюк У. Корейская война. — М: ООО «Издательство ACT», 2002. — 732 с.). Она - одна из немногих монографий мира, посвящённых одной из самых загадочных, забытой многими войне.

Стюк (так себя называет сам Стюк; кое-кто говорит Стюик, Стук, но это их проблема), который после этой написал на эту тему ещё одну монографию (Rethinking the Korean War: A New Diplomatic and Strategic History. Princeton: Princeton University Press. 2002. Pp. xiv, 285.) и много статей, принадлежит к числу американских историков, пишущих, я бы сказал, в традиционных терминах. Ему противостоит Брюс Камингз (Bruce Cumings), которого собратья-историки величают ревизионистом (далось мне это слово!). А ревизионист он потому, что он в двух своих монографиях (двухтомной The Origins of the Korean War. Princeton University Press, 1981, и The Korean War: A History. A BRACING ACCOUNT OF A WAR THAT IS EITHER MISUNDERSTOOD, FORGOTTEN, OR WILLFULLY IGNORED. Modern Library Chronicles, 2010) показывает войну не с одной стороны, не только глазами американца. В частности, он говорит американцам, которые любят пройтись по Северной Корее, её режиму, её нелюбви к американцам: "А за что им нас любить?". Он пишет: "What hardly any Americans know or remember is that we carpet-bombed the north for three years with next to no concern for civilian casualties". По его подсчётам, американская авиация за период ведения боевых действий сбросила на Северную Корею больше бомб, чем за весь период ведения боевых действий во всём тихоокеанском регионе - 635 тысяч тонн. Она сбросила на жителей страны 32 тысячи 557 тонн напалмовых бомб. Целью служили как военные, так и гражданские объекты, как военные, так и гражданское население. Девушка-гид в музее скорбно сказала: "На один только Пхёньян было сброшено больше бомб, чем в нём было жителей"...

PYONGYANG BEFORE AND AFTER CARPET BOMBING

HORRORS OF WAR
Источник: (C) NLG International Committee

Бомбардировка Северной Кореи, пишет он, является самым забытым эпизодом неизвестной американцам войны. Она, пишет Камингз, была международным преступлением американских войск. За что, спрашивает он, северным корейцам любить нас?

Другие авторы называют действия американцев геноцидом. Куртис Лемэй (Air Force Gen. Curtis LeMay, head of the Strategic Air Command during the Korean War) чистосердечно сказал в 1984 г.: "За три года мы убили 20 процентов населения". Госсекретарь Дин Раск (Dean Rusk) сказал, что Штаты бомбили на Севере всё, что двигалось, даже бомбили кирпичи, стоявшие на кирпичах.

Действительно, за что северным корейцам любить американцев? Спасибо надо сказать, что только развешивают плакаты и бряцают оружием. Впрочем, антиамериканские плакаты исчезли с улиц корейских городов уже в начале года (я уже упоминал об этом), а теперь они взялись и за полигоны...

______________________________________________________________________

Музей победы в Отечественной освободительной войне (по-корейски Мемориальный зал, или лучше комплекс "Победа в Отечественной освободительной войне") 조국해방전쟁승리기념관 расположен в Сосонском районе на берегу Потхонгана. Он в момент своего основания (1953 г.) располагался в другом месте в небольшом здании. На нынешнее место он, как пишет Википедия, перебрался в апреле 1963 г. Хотя в Википедии этого не написано, я думаю, в 1974 г. он был значительно перестроен, расширен. Ведь именно тогда к его названию было добавлено слово "победа" - 승리 (стало быть, было переоценено значение войны), появилась знаменитая диорама с изображением Тэчжонской битвы (операции). Мы с tamar2006 были одними из первых, кто посмотрел диораму. В 2012 г., по указанию Блистательного руководителя, были начаты работы по расширению музейного пространства, было сооружено новое, великое здание. С Тэдонгана сюда перегнали и поставили на вечный прикол американское шпионское судно "Пуэбло"... Обновлённый мемориальный комплекс был открыт в 2014 г.

Мы постояли некоторое время у арки.

117

Не секрет, что во многие места в КНДР вход по пропуску. Несмотря на то, что с нами были сертифицированные гиды, нам полагался местный, музейный гид. Так во всех музеях. Как это не похоже на Питер! Там, если ты сертифицирован, можешь проводить экскурсии хоть в Эрмитаже! В проёме арки виднелось здание музея, памятник Победы, другие памятники справа и слева.

Симпатичная девушка сообщила, что к нам сейчас придёт русскоговорящая девушка-гид.

118

А вон и она, шагает строевым шагом. Какая маленькая!

119

Я первым делом сообщил ей о том, что учился в университете Ким Ир Сена и что был в музее, она засмеялась и сказала: "Я тогда ещё не родилась. А в этом музее вы не были. Вы были в старом, который позади. Туда тоже пойдём. Диораму смотрели?". - "Да". Мы перебросились несколькими словами, и девушка стала ближе, что ли, роднее. Одним словом, понятнее. Я стал смотреть на неё другими глазами. Надеюсь, она тоже стала смотреть на меня иначе, не так, как обычно смотрит на заезжих туристов. Впрочем, так оно у всех.

120

Она повела нас в музей.

121

Справа и слева по обе стороны арки близнецовые памятники - "Знамя Армии" и "Знамя Партии". Они различаются эмблемами и направлением, в сторону которого развеваются. Это "Знамя Армии".

122

Впереди здание музея. Перед ним памятник Победы.

123

Здесь - то, как виден двор с противоположной стороны. Арка, два памятника со знамёнами Партии и Армии с солдатами, стелы, одна с факсимиле Полководца, почти не видны...

124

Гид повела вдоль памятников, обрамляющих проход к музею, к выставке трофеев, захваченных в ходе боевых действий доблестной Корейской народной Армией.

125

Это один из памятников. "Битва за переправу через Нактонган"</b>.

126

Прошагав сквозь памятники, мы пришли к выставке трофейного оружия, оборудованной под огромным навесом на берегу реки. Среди трофеев были и трофеи, захваченные после войны. "А мы посмотрим корейское, советское оружие?". - "Если останется время".

127

128

129

130

131

132

Этот захвачен в 1968, что ли, году.

133

134

Осмотрев трофеи, мы логически пришли к USS Pueblo. О "Пуэбло" написано много и разнообразно. Я предлагаю прочитать два отчёта - один на английском языке, второй на русском. Оба - хороши, у каждого свои достоинства.

Как уже сказал, "Пуэбло" раньше стоял на приколе на Тэдонгане. Сюда его перегнали осенью 2012 года.

135

136

137

138

Напротив, на берегу Потхонгана, сидели рыбаки.

139

Как интересно! Рабочий день, считай, в разгаре, надо строить светлое будущее, а рыбаков тьма!

В наше время такого не было. В наше время народ работал - восемь часов, учился - восемь часов и спал - восемь часов. А на рыбалку времени не было.

140

Мы пошли в Мемориальный зал.

IMG_0209
Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Victorious_War_Museum

Гид предупредила, что внутри фотографировать абсолютно запрещено. "А как же мы расскажем родным и близким об увиденном? Они попросят показать фотокарточки". - "Я приведу вас в сувенирный магазин, где вы сможете купить книги, альбомы и открытоки". Охохошеньки! Товарищ гид! Как это назвать иначе, как не вымогательством! Я из принципа ничего не стал покупать. Нет. Кажется, купил баночку сока. Или холодного кофе. Сок, кофе политической окраски не имеют. Хотя... Как сказать. Впрочем, кофе, кажется, был свой, корейский.

141

142

143

Войдя внутрь, мы увидели гигантское, кафедрального типа, грандиозное фойе, посередине широченную мраморную лестницу, ведущую наверх к белоснежной, освещённой лучами искусственного света, статуе Любимого и уважаемого вождя товарища Ким Ир Сена, одержавшего блистательную победу в Отечественной освободительной войне. Товарищи зашептались: "Похож на внука". Что вы! Это внук похож на него!

Поклонившись полководцу, мы поднялись по боковой лестнице наверх и зашагали по музею.

Не помню, сколько гид сказала залов в музее - он огромен. Мы не только посмотрели выставки оружия, документов, флагов, нас провели по весьма реалистическим дотам и пещерам, в которых обитали бойцы КНА...

Больше всего поразила диорама в старой части музея, которую я уже имел удовольствие смотреть сорок пять лет назад. Её смотрели, затаив дыхание. Куда до неё "Аватару"! Художник, нарисовавший тысячи фигурок, сделал это за рекордно короткое время...

Накупив открыток, вышли из музея. Сфотографировались на память. Хорошая гид нам попалась! Мне понравилась.

144

145

Когда мы пришли к автобусу, Чу Гевара с гордостью сказал: "Вы хотели прогуляться по Пхёньяну? Сейчас прогуляетесь". Мы поехали на улицу учёных Мирэ.

______________________________________________________________________

Как сказал выше, историю пишут люди, причём пишут по-разному, каждый на свой лад. Мы посмотрели на историю, которой её видят и рисуют по эту сторону баррикад. По другую видят иначе. Мне попался на глаза комментарий американца, побывшего в музее. Лестно отозвавшись об убранстве мемориального зала, он вежливо заключил: "Well, all I can say is that I respectfully can agree to disagree with the presenters".

Похоже, люди смотрят слишком много голливудских фильмов, в которых показывают collateral damage. Многие разучились говорить: "Sorry".

____________________________________________________
* Надо будет как-нибудь развить эту тему - тему "закрытости". Действительно, как сказал, в КНДР может поехать каждый, но понять её, проникнуть в души их людей способен не каждый. Многие туристы ведь смотрят преимущественно на внешние атрибуты, на антураж. Таким образом, человек может съездить в страну, но она, по сути, по-прежнему остаётся для него "закрытой"...

Posts from This Journal by “КНДР” Tag

Всё, наконец-то вспомнил, кто этот человек, которого Вы назвали вахлаком :)

Из поста в пост, лицо его неумолимо казалось знакомым.
Алекса, что ли имеете, в иду? Или Макса со Змеем Г.? Они бородатые и кочуют из поста в пост. Нет, ошиблись. :)))
"Но кто знает! Не перейди КНА границу 25 июня, через неделю или месяц у американцев или Ли Сынмана не выдержали бы нервы, и уже они перешли бы границу, и тогда войну называли бы не..."

Помнится несколько десятилетий тому, в Нюрнберге, группа геноссе рассказывала такое же про 22 июня 1941 года.

Но, тогда отмазка не прокатила.

А счас, что уже так можно???
Ай дунноу. Не знаю.
Счас, думаю, всяко можно.
Если, например, в стране, которая как-то привлекает твою страну, неважно, где она, под боком или за океаном, погиб твой соотечественник, твоя страна может сказать, что та страна нарушила право человека, не защитила ее гражданина, позволила убить его или сама убила, тем самым, она как бы угрожает ей (твоей стране). Она может запросто созвать Совет безопасности. Сталин или кто там объявит бойкот, но он и не нужен, СБ примет решение, и завтра на рассвете самолеты твоей страны могут перелететь через океан и начать бомбить опасные для твоей страны объекты. Ну, тут, конечно, тут не обойтись без коллатерал дэмидж (collateral damage), погибнут сотня или две гражданских лиц, но они сами виноваты, что родились в той стране, выбрали жить там, а не в другом месте, и тем самым помешали делу мира во всем мире...
Большое спасибо. Как всегда очень интересное описание и фотографии.
Относительно материалов К. Асмолова по новейшей истории Корее на сайте lenta, то все его статьи можно посмотреть в разделе авторов: https://lenta.ru/parts/authors/asmolov/
Среди них, кроме приведенных в записи статей о войне, есть еще несколько статей по другим темам новейшей истории Кореи:
Напартизанил. Он спал с детьми и драконил врагов. Его звали Ким Ир Сен:
https://lenta.ru/articles/2018/07/31/kim_il_sung/
Красный дед. Зачем Ким Ир Сена забрали в Советский Союз, а потом вернули обратно:
https://lenta.ru/articles/2018/09/12/kim_il_sung_2/
Кровавый вождь. Он мог убить Ким Ир Сена и втянуть СССР в третью мировую:
https://lenta.ru/articles/2018/10/16/north_korea_3/
Корейский мясник. Он предал американцев и жестоко казнил всех несогласных:
https://lenta.ru/articles/2018/11/15/korean_war/
Корейский майдан. Американцы дали ему власть и деньги. Он потерял все и сбежал:
https://lenta.ru/articles/2018/12/06/rhee_end/
Очень интересная цитата Брюса Каммингса, к сожалению, в интернете мало переводов его материалов. На русском попадался только перевод его статьи из «Монд Дипломатик» - ЯДЕРНЫЕ УГРОЗЫ ПРОТИВ СЕВЕРНОЙ КОРЕИ. РЕЗУЛЬТАТЫ "ЗАБЫТОЙ" ВОЙНЫ 2004 года: http://left.ru/2005/1/kamings118.phtml

А, да. Я знаю, он --- писучий. Надо будет глянуть, что он издал. Я как-то незаметно утратил связь с российским корееведением, и не в курсе, что там делается. Это понятно. Стал не нужным. :)))
Нет, у меня не было в мыслях давать здесь ссылки на книжки, авторов. Была просто мысль (она приходит всякий раз, когда вижу, как американские граждане, посмотрев ролик про Северную Корею, или найдя на Трипадвайзоре несчастный Рянган отель, начинают заваливать это место всяким дерьмом) написать о том, что люди, по большому счету, не знают, где берутся корни нелюбви северных корейцев к американцам. По большому счету, я в каждой записи делаю акцент только на одной вещи. Обо всем не написать. Сказал одно, второе, и --- пошло-поехало. :)))
Сказал про Брюса. Пришлось сказать про его оппонента. Написал, отобрал и отредактировал фотки и был готов ударить по Enter, как сообразил, что не сказал про отечественных авторов. Непатриотично.. :)))
Но вы, это, смотрите, особо на меня не смотрите. Я - дилетант. Я - никто. :)))
О войне вспомнился еще фрагмент из интервью Киим Ен Уна:
https://vz.ru/politics/2010/6/25/413402.html
"И на Юге, и на Севере официальная политика объединения расколотой родины состояла в объединении через войну. Так, Ли Сын Ман официально провозгласил политику «Буктинрон» (объединение через поход на Север), а Ким Ир Сен – объединение через свержение режима Ли Сын Мана при помощи народной революции, а также вооруженного разгрома в случае нападения на Север.
Поскольку военные действия местного масштаба происходили практически ежедневно, каждая сторона может обвинить другую в нападении. В Южной Корее видные военные деятели и советники президента разрабатывали планы не только нападения на Северную Корею, но и завоевания впоследствии северо-восточного Китая. При этом они без всякой тени смущения предусматривали участие японцев в этой войне и даже «милостиво» отдавали им возможность захватить советское Приморье и Ляодуньский полуостров в Китае. Вопрос стоял так: кто быстрее подготовится к войне и за счет этого выиграет ее".

Относительно же точки зрения КНДР, то на официальном сайте в разделе с книгами и журналами http://www.korean-books.com.kp/ru/search/?page=book можно скачать книгу "ИМПЕРИАЛИСТЫ США РАЗВЯЗАЛИ ВОЙНУ В КОРЕЕ":
http://www.korean-books.com.kp/ru/packages/xnps/download.pg.php?81
Но в Южной Корее сайт, скорее всего, заблокирован.
Да, военные стычки --- локальные --- перед началом военных действий имели место чуть ли не каждый день, если не каждый день. Причем инициаторами, нападавшими были как те, так и другие. Это давно известный факт.
Сейчас гляну, что это за korean-books.com. Я вообще-то не очень слежу за развитием интернета. :))) Всего не перечитаешь. У меня --- узкие интересы. :)))
За ссылки спасибо.
Кстати, гляну-ка сейчас, с кем разговариваю, кому выдаю профессиональные секреты. :)))
Ю-ги-о! Так вот откуда небось эта анимешка пошла! Конспирация...
За это, поистине великолепное фото со стариком и тётушками, я искренне потряс Сашину руку на закрытом показе.
О! Супер!
Джулия написала, что среди присланых, в начале, есть Сашины фото, почему я и благодарил в предыдущих записях обоих - Джулию и Дюка. :)))
Она написала, что могу выкладывать, не ссылаться и не благодарить. :)))
С его фото та заморочка, что они желтые, чтуь ли не коричневые, не выправлен баланс белого. Я долго бился с этой фоткой, с фотками рыбаков. Вроде получилось нормально. Вчера допоздна сидел над фотками на Мирэ, тоже отобрал парочку из его фоток --- фото людей. Его в Корее интересовало многое, и он, помню, все время щелкал как безумный. Было бы интересно посмотреть на его коллекцию фото...
А может это рыбаки светлое будущее там ловят, по пручению партии иправительства.
(*В сторону*) Подставные. Сверху спустили команду отправить людей на реку, чтобы иностранцы видели, что у них в Корее всё путем, всё как у людей... :)))
Очень маштабно!
Но при этом весьма современно -- не уступает любому западному военному музею.
И, что немаловажно, даже "Пуэбло" содержат в порядке, т.е. явно следят за состоянием корабля.

Больше всего поразила диорама в старой части музея
А в сети нет её фото? Интересно глянуть...

Как всегда, огромное спасибо! Отдельный респект за текстовую составляющую поста.

Не знаю. Может, кто и сфотографировал тайком, не знаю. Наверняка кто-нибудь сфотографировал, а, может, даже снял видео. Погуглите. :)))
>Умоляю. Для кого она закрыта?

для собственных граждан, не?
Или я что-то путаю и они также могут выезжать из стрны, когда им заблагорассудится?
Ну, я имел в виду иностранных туристов, которые едут туда. Но вы правы. Эту фраза невнятна. Она становится понятной, если ее сопроводить пояснением "Ее граждане не вольны по своей воле, как им заблагорассудится, выехать из страны".
Не знаю. Я не в курсе дел, потому ничего не могу сказать. Могу лишь сказать, что северные корейцы как-то умудряются --- тысячами, десятками тысяч человек --- в обход парткомов кочевать, мигрировать в КНР и обратно, торговать, фарцовать, работать на временных работах, короче, зарабатывая столь нужные им, их семьям и стране юани. Это факт.
Тем, кто представляет положение вещей только по куцым сообщениям туристов (верным, но неполным) о том, что перемещения корейцев по стране невозможны из-за наличия системы пропусков, что их зарплаты 5 или 10 долларов в месяц, верно, могут представить себе только часть северокорейской жизни. В КНДР, могу сказать, всё налажено, как надо, жизнь идет так, как она когда-то шла в СССР. Пучком расцветает коррупция, взяточничество, пропуска можно достать в любое время, народ плевал на парткомы, любую вещь, в том числе санкционированную, можно купить, заплатив юанями, на рынке на такой-то речке...