atsman (atsman) wrote,
atsman
atsman

Categories:

МОКЧХОНЧЖОН. - МАСТУРБАЦИЯ ЛИ СОНГЕ

Кэсон, КНДР. 20 сентября 107-го года чучхе (2018 г.). После обеда

ДРУГАЯ важная кэсонская достопримечательность, которую корейский Интурист обязательно показывает иностранцам --- Сунъян совон 숭양서원, или попросту Сунъянская школа (академия). Совон - "[конфуцианская] школа; академия", Сунъян 숭양 崧陽 - название места, ставшее названием поселения. Сун - "торчащая торчком гора", осколок оронима "Сунсан" (так здесь называли Сонъаксан), ян - "солнце; солнечная сторона". Это название место получило потому, что оно располагается на солнечных, южных склонах горы. Потом Сунъян стало поэтическим названием Кэсона --- вроде Северной Пальмиры, которым русские поэты называли Санкт-Петербург, и люди стали трактовать его примерно так - "[город] Сияющего в выси солнца"). Это название известно (а, может, кое-кому неизвестно) по памятнику конца XIX в. "Сунъян кигучжон" 숭양기구전 崧陽耆舊傳 - сборнику жизнеописаний известных людей, уроженцев Кэсона, чьи биографии не вошли в официальные хроники Корё и Чосона.

От моста Сончжуккё до Сунъян совона ходу пять минут пешком (в древности мост был вроде КПП на подходах к району Чанамсана), но наши хозяева решили сперва показать павильон Мокчхончжон 목청전 穆淸殿, из которого шестьсот двадцать шесть лет назад после своей последней вечери и поэтической дуэли с сыном хозяина дома верный конфуцианец Чон Мончжу отправился в свой последний путь (см. карту в этой записи). Мы погрузились в автобус и вскоре были у павильона. От моста до Мокчхончжона километра полтора-два. В древности, я думаю, расстояние было не больше. На осле, как бы он медленно ни шагал, его, думаю, можно покрыть за четверть часа. Мы ехали минут десять.

1. МОКЧХОНЧЖОН

Как видно, все достопримечательные места страны обзавелись новенькими стелами с описаниями деяний любимого и уважаемого Верховного руководителя - Ким Чжонъына. Надо бы сказать Интуристу, чтобы писали латиницей хотя бы названия и эпохи достопримечательностей.

5

Как это часто бывает в Корее, старинные дома оказываются на поверку не старинными и ещё чаще оказываются стоящими не в прежних исторических пределах. Кажется, не так с павильоном Мокчхончжон. Он определённо стоит на месте дома, в котором жил Ли Сонге в бытность свою обычным царедворцем, однако дело в том, что нам неизвестен точный маршрут Чон Мончжу, мы не знаем, отсюда ли славный государственный деятель отправился в свой последний путь, потому что, на самом деле, домов (их впоследствии стали называть чамчжо 잠저) у Ли Сонге в Кэгёне (Кэсоне) было два. Для справки: чамчжо, "дом уединения" - так в Корее называли дома, в которых будущие короли жили в ту пору, когда они ещё не были королями (разумеется, дома, в которых жили царственные отпрыски, принцы, которым было суждено королями, не назывались домами уединения, потому что их дома были королевскими дворцами). Итак, у Ли Сонге в столице было два дома, или две усадьбы, как бы сейчас сказали, две резиденции или, если перейти на язык канадских русскоязычных риэлторов, два проперти. После того, как он стал королём, дома превратились в дворцы - запасные. Один получил название дворец Кёндоккун 경덕궁. Судьба второго сложилась иначе. Он, судя по описаниям, занимал куда меньшую территорию, чем первый, и, вообще, был невелик, и, должно быть, был непригоден для проживания королевской семьи. Так или иначе, после смерти Тхэчжо его сын снёс дом и построил на его месте чинчжон 진전, павильон в честь отца (чинчжон - так назывались павильоны, в которых висели картины с изображением яшмового лика, портрета короля-основателя династии Чосон). Чинчжон назвали Мокчхончжон 목청전. У двух усадеб разная судьба. Кёндоккун в годы смуты года имчжин (Имчжинской войны) сгорел и так и не был восстановлен, а Мокчхончжон остался в целости и сохранности и дожил до наших дней. Таким образом, у Ли Сонге было два дома, однако узнать, в каком именно доме Чон Мончжу проводил sijo battle с Ли Банвоном, невозможно (современные источники старательно умалчивают этот факт, а изучать древние хроники у меня нет ни времени, ни желания). Так или иначе, несмотря на то, что неясно, откуда Чон Мончжу направился к месту своей гибели, молва тычет пальцем на Мокчхончжон. В конце концов, Чу с Хаксу виднее.

Мы выгрузились из автобуса, к нам бросился экскурсовод. Сказав обычный зачин (славословие вождю), он рассказал об истории появления Мокчхончжона...

После смерти Тхэчжо (Ли Сонге) его сын, ставший известным под именем Тхэчжон (тот самый, который убил Чон Мончжу, истребил своих братьев и построил новый Чосон), на 18-м году своего правления отдал повеление построить на месте отцовского дома чону 전우 殿宇 (сейчас такие дома назвали бы, соответственно их размерам, коттеджами; их ещё называли чондан 전당), поместил в нём портрет своего отца (таким образом, чону, как сказал выше, стал чинчжоном) и нарёк святилище павильоном Кемёнчжон 계명전 啓命殿 (здесь следует добавить, что всего было шесть чинчжонов, павильонов с портретами основателя династии Чосон - в столице Сеуле, а также в Чончжу, Ёнхыне, Кёнчжу, Пхёньяне и Кэсоне; об одном из них - чончжуском Кёнгичжоне - я писал здесь). При Кемёнчжоне были учреждены две должности, и два служителя-чончжик 전직 殿直, "хранители дворца", денно и нощно следили за чистотой и порядком в павильоне. Во время царствования Сечжона, на 4-м году его правления, Кемёнчжон переименовали в Мокчхончжон.

В Имчжинскую войну портрет Тхэчжо был утерян, павильон разрушен. На 9-м году правления Кванхэгуна (1617 г.) строение начали было восстанавливать, но, как это часто бывает в мире, не довели дело до конца. На 10-м году правления Хёнчжона (1669 г.) павильон по инициативе выдающегося государственного деятеля неоконфуцианца Уам Сон Сиёля восстановили, но без портрета короля. Павильон мало-помалу приходил в запустенье, пока король Сукчон не вспомнил о предке и не повелел установить перед павильоном стелу в честь предка и не прислал начертанную собственноручно доску с названием павильона (9-й год правления Сукчона, 1693 г.), однако павильон по-прежнему оставался без портрета. Портрет (копия с портрета, находившегося в другом чинчжоне) появился лишь в 1899 г...

Павильон Мокчхончжон невелик. Сбоку стоит павильон с упомянутой выше стелой Сукчона.

6

7

8

Должно быть, там, за оградкой, находился портрет Тхэчжо.

9

10

11

Народ любит всякие легенды, приметы, суеверия, предсказания. Вот и по поводу Мокчхончжона корейцы придумали легенду о том, что в конце Корё был некий геомант-предсказатель, который, сравнив Кэсон с ребёнком, сосущим грудь матери-горы Сонхаксан, определил, что место, где Ли Сонге построил для себя дом, своим расположением соответствует материнской матке, потому де, выстроив дом, Ли Сонге опустошил грудь матери, и Корё грозит гибель. Так оно и произошло.

А вот ещё одна забавная легенда о том, что привело Корё к гибели. Согласно этой легенде, некто сказал, что, если оплодотворить, обрюхатить сонъаксанскую фею, Корё придёт конец, и Ли Сонге, прослышавший об этой примете, поднялся на вершину Сонъаксана, совершил там акт мастурбации и излил семя на гору. Что только не придумают люди! Я примерил ситуацию на себя. Если принять во внимание количество семени, излитого мной в разных частях света, весь мир давно должен был бы приказать долго жить. Может, это я виноват в развале СССР?

Осмотрев павильон, мы вышли из него и предоставленные самим себе прогулялись по проперти.

13

Сбоку этого строения стояла огромная дзельква. Интересно, сколько ей лет? Лет, думаю, шестьсот, если не шестьсот двадцать шесть!

14

15

Встав на цыпочки и заглянув через забор, можно было увидеть нетуристический Кэсон.

17

Мы поехали к Сунъян совону.

2. СУНЪЯН СОВОН

18

19

Ворота были заперты, смотрителя-экскурсовода не было видно.

20

Постучав в ворота и покричав, Хаксу принялся, вооружившись смартфоном, вызванивать экскурсовода, мы, оказавшись без надзора, бесконтрольно вышли на дорогу и занялись свободной фотосъёмкой. На четвёртый день Чу, Хаксу, Рёнхэ, а также шофёр, видимо, поняли, что мы, в общем-то, народ безобидный, зла корейскому народу не желаем, и перестали стоять над душой, контролировать каждый щелчок затвора. Остальные граждане КНДР тоже, по-видимому, были того же мнения. Никто не крикнул на нас, не одёрнул: "Не снимайте".

Ситуация на дороге была самой мирной --- войной и агрессией не пахло, люди катили на великах, возвращались с полей, тащили на своём горбу мешки с кукурузой, продуктами, школьники топали с занятий домой...

21

22

23

24

25

26

На исходе пятнадцатой или двадцатой минуты томительного ожидания у ворот появился сконфуженный экскурсовод. Не обращая внимания на недовольную ругань Чу Гевары, орудуя здоровенным, древним ключом, открыл ворота: "Добро пожаловать в Сунъян совон".

Представляю, что с ним могло бы быть в прежние суровые или нынешние времена, если верить тому, что о Северной Корее пишут в прессе. Минимум его бы ждал пипхан (критика) на собрании инминбана ("народной бригады"), максимум - исправительные работы в трудовом лагере (a.k.a. концлагере), а то и того хуже - расстрел из зенитки.
Tags: dprk, north korea, КНДР, Кэсон, Северная Корея, история Кореи, люди, транскорейский
Subscribe

Posts from This Journal “Северная Корея” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments