atsman (atsman) wrote,
atsman
atsman

Categories:

ATSMAN GOES IRAN (11): НАКШ-Э ДЖАХАН. - БАЗАР, ТУАЛЕТ, ЛЮДИ, КОНИ

4 октября. В середине дня

МЫ вышли на Накш-э Джахан. Площадь, как я узнал в тот день (постигать знание никогда не поздно!), знаменита и своими размерами. Она - не то вторая, не то третья по величине площадь мира.

Позади остался Месджиди Шах - мечеть Шаха, или Имама (вернусь ли когда-нибудь туда?), справа сиял купол мечети имама Лотфоллы. Напротив, по левую руку, стояло словно резное замысловатой конфигурации строение с огромной, на уровне третьего, нет, четвёртого этажа во всю ширину фронтальной стороны, верандой, на которой виднелись люди - шахский дворец Али Капу, "Великие Врата". Всё это на фото ниже показано с точностью наоборот - прямо по курсу Шахская мечеть, справа дворец, слева мечеть Лотфоллы.

51
Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Naqsh-e_Jahan_Square_1.jpg

Перечисленные здания стоят на трёх сторонах огромного прямоугольника. Четыре стороны прямоугольника, за исключением одной, той, где расположен вход в Шахскую мечеть, представляют собой непрерывное строение арочного типа. Оно - торговая аркада, цепь базаров, рынков. Должно быть, оно - длиннейшее здание в мире. Куда до него главному зданию Санкт-Петербургского университета, Гостиному двору! Наш предводитель шёл мимо мечети Лотфоллы строго на север, в направлении стороны прямоугольника с аркой: "Покажу знаменитый Исфаханский базар". - "Он же вокруг! А как же мечеть Лотфоллы?". - "Кто желает, может идти туда. Встречаемся во столько-то перед ней. У нас там, неподалёку, обед". Все пошли на базар.

На площади под деревьями на ковриках сидели, ели и пили из термосов вприкуску со сладостями чай люди. Всё как в остальном мире...

52

53

Али-Капу

54

Мечеть имама Лотфоллы

В нижней части фото, взятого из Википедии, видна обнажённая женская фигура. Не фотошоп не похоже. Как странно! Я за две недели пребывания в Иране не видел даже обнажённой дамской щиколотки.

55
Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Naqsh-e_Jahan_Square#/media/File:Sheikh_Lotfallah_Esfahan.JPG

56

57

Мы нырнули в базар.

Как видно, иранцам не чуждо ничто чужеземное. Они свято чтут и своё.

58

59

Темп группы был для меня чересчур быстр. Я, сказав, что догоню, откололся от неё.

60

Отколовшись, произвёл первичное изучение местного рынка ковровых и медных изделий. Исследование провёл на материале одной ковровой и одной медной лавок. Методику исследования применил верную, испытанную...

У местных продавцов чудесная манера ведения торговли. Они, похоже, уверены, что человек, зашедший в их лавку, непременно что-нибудь купит. Стоило мне сказать: "А нет такого же ковра, только с другим узором?" или "Нет побольше (поменьше)?", как они со словами "А вот есть исфаханский, ширазский" расстилали передо мной разноцветные ковры. Услышав "нет", не расстраивались, а торопились вытащить очередной ткаческий шедевр...

Мне приглянулись медная джезва и полотняный ковёр (я обратил внимание, что иранские торговцы все тканые и вязаные изделия такого рода называют carpet), из тех, которые местным служат столами (они расстилают такие на обычных в нашем понимании, шерстяных, или ворсовых коврах, которые заменяют им паркет или ламинат, и ставят на них еду). Джезву решил не покупать, потому что у нашем доме нет плиты, на которую её можно поставить, а вот ковёр решил купить, но потом - не таскать же его с собой по Ирану полторы недели! Мы могли бы, подумал, использовать его как скатерть. Были ещё две существенные причины, почему я не купил ковёр. Во-первых, у меня не было местных денег, а платить евро или долларами по неведомому курсу не хотелось, а, во-вторых, я всегда стараюсь следовать незамысловатой корейской заповеди, которая гласит: никогда не покупай и не ешь в первом заведении...

Я пошёл по рынку, заблудился и устал. Меня спас Гуглмэп. На площадь вышел к полицейскому участку, стоявшему аккурат напротив шахского дворца (к слову сказать, полицейских, а также стражей исламской революции за полторы недели скитания по Ирану ни разу не увидел; прячут их, что ли, от иностранцев?), и увидел товарищей.

61

Они готовились пойти кто во дворец, кто дальше по торговым рядам. Мне приспичило пойти изучать особенности иранского туалета.

62

Как я уже говорил, в Иране публичные туалеты бесплатные.

Обнаружив, что туалет бесплатный, я задумался о природе столь редкого в современном обществе явления и пришёл к заключению, что, должно быть, взымание платы за пользование туалетом противоречит духу Корана и исламской культуры. И, впрямь, не посадишь же собирать деньги и выдавать клочки туалетной бумаги женщин в платках или мужчин! И то (женщины в платках в предбанниках мужских туалетов), и другое (мужчины в предбанниках женских туалетов) было бы не по Корану. А оборудовать туалеты компьютеризированными сборниками денег было бы, думаю, и накладно даже для государства с рекордными мировыми запасами нефти и газа, и опасно. Неровен час, грянет очередная исламская революция...

Войдя в кабинку, произвёл первое непосредственное наблюдение устройства туалетов и пользования оными...

Обобщая увиденное в Иране, могу предварительно сказать, что то, что они бесплатные, это, несомненно, благо для народа, а вот то, что большинство унитазов утоплено в полу - нет, по крайней мере, для части иностранцев, в частности, для меня. Хорошо иранцам! Они с детства натренированы сидеть на корточках. А как прикажете пользоваться таким туалетом мне? Тут мне могут возразить, сказать, что де учёные доказали, что сидеть в туалете на корточках - полезно для организма, пррр, и дело сделано, но это у кого как...

Следующая особенность иранских туалетов, отличающая их от привычных нам - отсутствие в них туалетной бумаги. Её, отсутствие бумаги, можно было бы объяснить бесплатностью туалета ("нет кассира или кассирши при входе - нет и туалетной бумаги"), но это, разумеется, было бы примитивным рассмотрением вопроса туалетной бумаги. Он - куда более серьёзный вопрос, уходящий корнями к древним временам. Пока лишь скажу, что туалетная бумага в иранских туалетах подменена подмывочными шлангами, пользование которыми, между нами (об этом мало кто пишет, да что там, не пишет никто!), строго регламентировано и кодифицировано... Я планирую посвятить описанию иранского туалета на основании своего опыта отдельную статью.

Сделав с грехом пополам дело и забрызгав водой всю кабину, я постарался незаметно покинуть место преступления, прошёл мимо института кинематографии и вышел на большую улицу. На углу были "Соки".

63

Судя по расположению языков, а также жирности и величине письменных знаков, в Иране больше всего китайцев. Русские идут на пятом месте. На последнем расположились эфиопы, а, может, израильтяне. Я в их графических системах не разбираюсь.

Глянул на часы - пора было выдвигаться к ресторану. К месту встречи шёл, сделав крюк, окольным путём - через парк.

64

65

Всюду сидел, отдыхал народ. В одном месте осмелился и издали сфотографировал две компании. Компания справа просто сидела за столом, компания слева, кроме того, что сидела, ещё и забавляла себя и публику игрой на барабане и танцем. Сбоку стояли, похоже, зеваки.

66

67

68

На площадь вышел в том месте, где парковались, ждали седоков кареты...

69

Лишь много дней спустя я, анализируя поездку, припомнил одну вещь: на площади не было как следов конского навоза, так и его запаха. Припомнив, произвёл компаративное исследование бытования конских карет в Исфахане и в Вене, которую когда-то посетила Драг-аятм... Какое различие двух культур! Вот тебе и Иран!

К слову сказать, Иран вообще оказался довольно чистой страной. Я неоднократно, проезжая через иранские города и деревни, отмечал для себя отсутствие на их улицах мусора, грязи - за исключением груд камней перед каждым строением.

70

71

72

У стены рядом с другими мотоциклами, велосипедами стоял скутер. Увидев на нём наклейки с изображениями корейского и канадского флагов, навёл на него фотоаппарат - подошёл его владелец. Засмеялся: "Кореец?". Я не стал разуверять его. Он вдруг разложил скутер и стал знаками показывать, мол, давай, садись, прокатись. Я был ошарашен: как можно? "Мерси, нет времени".

Скутер, по всей видимости, не был предназначен для катания интуристов. Просто его владелец был настроен сочувственно к иностранцу, увидевшему флаг родной страны...

73

Впоследствии я на каждом шагу сталкивался с доброжелательным к себе отношением местных. Особенно тяжко приходилось во время преодолевания очередного этапа в горах, пустынях. Встречные совали яблоки, гранаты, айву. Когда рюкзак был уже набит доверху, но отказаться от подношения было невозможно, приходилось запихивать дары за пазуху. Один раз от безысходности поместил два яблока у себя на груди...

74

Вдали виднелись отроги Загроса. Туда мы не поедем. Завтра мы будем штурмовать Центральноиранский хребет.

75

76

Тут пришли товарищи, и мы пошли на обед.
Tags: Иран, Исфахан, путешествия
Subscribe

Posts from This Journal “Иран” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments

Posts from This Journal “Иран” Tag