atsman (atsman) wrote,
atsman
atsman

ATSMAN GOES IRAN (21): ПРОГУЛКА ПО ВЕЧЕРНЕМУ ЯЗДУ (ЙЕЗДУ)

6 октября. Язд/Йезд. Вечер

Время было предвечернее. Мы поспешили к главной в Язде соборной мечети. Она была, можно сказать, за углом. До неё идти минуту, две...

Masjed-e Jameh (Jameh Mosque, по-русски "пятничная мечеть"), чьё сооружение относится к XII-XIV в. - одна из главных достопримечательностей Язда, Ирана и всего мира. Её портал и два минарета, оба высотой 48 метров (по другим сведения, 52), предположительно, являются самыми высокими в Иране. Они и украшающие их мозаика и надписи арабицей, по всеобщему убеждению, являются образцами иранского искусства и архитектуры.

Обойдя парковку, вышли на улицу Масджед-е Джаме, прошли мимо отворота, ведущему к Bogheh-ye Sayyed Roknaddin, мавзолею благословенного Саида Рокнаддина Аболмакарема Мохаммеда Гази (Кази? Получается, судьи) Хоссейни Язди, то есть яздского, да пребудут с ним мир и благословение Аллаха (почему-то его, мавзолей, нельзя было посетить), и вот он пред нами, блистательный образец - Масджед-е Джаме, пятничная мечеть Язда!

26

27

Справа и слева на улочке, ведущей к храму, один за другим магазины, лавки, рестораны...

28

Мы вошли во двор.

29

Мы, международные велотуристы, профаны в мировых культурах. Мы интересуемся ими, но... Мы не отличаемся от обычных туристов. Нам бы только увидеть достопримечательность, сфотографироваться и потом показывать фотки родственникам, друзьям, знакомым: "Вот, мы на Ниагарском водопаде. А это я в обнимку с коала. А это я и львы в Сахаре. А это я с гейшей на Окинаве". Слушая вполуха нашего всезнающего гида, мы топали следом, палимым закатным солнцем...

Большинство экскурсантов, на мой неопытный взгляд, было местными, иранскими. Нет, те, что справа, явно не местные.

30

Эта, очевидно, тоже.

31

32

Только сейчас, разглядывая фото, сообразил, зачем снял его. За оградкой лестница, по-персидски паяб, ведущая в колодец, местный водопровод (канат). О водопроводе написал чуть ниже.

33

34

35

Прислушавшись к пожеланиям услужливых и ненавязчивых сотрудников мечети, купили билеты и зашли в музей. Он оказался историко-археологическо-этнографическим, короче, краеведческим.

36

37

38

39

Главным экспонатом был ковёр, некогда, в каком-то веке, сотканный местными умельцами и покрывавший Каабу в Мекке.

40

Заглянули в саму мечеть.

У входа лежал, должно быть, притомившийся паломник.

41

42

Мечеть, возведённая в XIV в. во времена кратковременного правления династии Музаффаридов (1314–1393) вышеупомянутым Саидом Рокнаддином Мохаммедом и так далее, да будет мир с ним, стоит на месте первой пятничной мечети, которую, в свою очередь, на месте канувшего в Лету аташкадэ, дома огня (храма последователей благой веры, огнепоклонников), в XII в. построил Ала ад-даула Гаршасб, должно быть, II династии Какуидов. В XVIII-XIX вв. мечеть перестраивалась и достраивалась, пока не обрела нынешний вид. А от первоначального дома огня остался лишь канат (Zarch Qanat, зархский канат), подводный "канал", или "водопровод", которому, если верить историкам, на самом деле, 3 тысяч лет, столько же, сколько лет самому городу - Язду-Йезду. Он - не только самая древняя, но и самая длинная водопроводная и оросительная система в мире (тут сведения расходятся, одни говорят, что она, берущая начало в Зархе, длиной 80 км, другие - что 100, но это, по большому счёту, неважно), что позволило ЮНЕСКО включить его в Список всемирного наследия.

К слову, Местом всемирного наследия в 2017 г. признан и сам город, что не удивительно. Ведь он весь состоит из списка всемирного наследия! Проводя аналогию с Россией, можно сказать, что он вместе с Исфаханом и Ширазом образует Золотое кольцо. Таким образом, мы совершаем велопутешествие по Золотому кольцу Ирана...

Остановились у лестницы, ведущей вниз к канату. У неё, кажется, двести тридцать ступенек. Вода же находится на глубине 30 м ниже поверхности земли. Мы решили не спускаться...

43

Прошлись по галлерее.

Особенностью местных галерей, торговых рядов является наличие на потолке открытых дыр. Сквозь них внутрь проникают воздух, ветер и свет.

44

45

46

Язд, натурально, древний город. Его жители свято чтут традиции. Почти все дома Старого города и окружающие их заборы сооружены из саманного кирпича.

47

Змей Г. повёл нас к синагоге Молла Ага Бабы (Molla Agha Baba Synagogue).

48

49

Недалеко от синагоги стоит жилое на вид здание, украшенное еврейской символикой.

50

История евреев Ирана мало чем отличается от истории осколков древнего народа, закинутых судьбой в чужеземные владения. Евреи пришли на территорию нынешнего Ирана в VIII в. до н.э., будучи уведёнными сначала в ассирийский плен, затем в VI в. до н.э., будучи уведёнными по повелению Навуходоносора в вавилонский плен. Подробнее о евреях Ирана можно почитать здесь. Здесь можно ознакомиться со списком иранских синагог.

Прогулялись по Старому городу.

51

52

Двор.

53

54

Продолжили визуальное пока знакомство с древнейшей в мире системой кондиционирования. Я приводил в предыдущей записи ссылку на ветроловы (баадгиры ~ бадгиры).

Здесь их так много, что Язд иногда именуют городом ветроловов.

55

56

Продолжили изучение иранских общественных туалетов...

57

Прошлись по базару...

58

59

60

Проходя мимо мечети (их, к слову, здесь столько же, сколько в Корее протестантских церквей), заспорили о природе и предназначении стоявшей под аркой деревянной конструкции.

61

Кто-то говорил, что это клетка для приговорённых к смерти преступников, другие возражали: "Ты посмотри, какая решётка! Из такой клетки убежит любой!", на что приверженец версии клетки говорил: "Преступники обычно бывают связаны. К тому же, куда он убежит? Вокруг пустыня". Змей Г. таинственно вращал глазами. Должно быть, я был занят фотографированием, потому что не услышал его разъяснения. Уже позже, после возвращения из паломничества, я, погуглив, узнал, что эта конструкция называется нахл (nakhl), букв. "финиковая пальма".

Нахл имеет форму пальмовой ветви и символизирует гроб имама Хусейна (Al-Husayn ibn Ali ibn Abi Talib, по-русски именуется аль-Хусейн ибн Али аль-Кураши), внука пророка Мухаммеда, третьего шиитского имама. День его мученической гибели, да проклянёт Аллах его убийц и да усилит их мучения в огне, во время сражения близ Кербелы 10 октября 680 г. н.э. (10-го дня месяца мухаррам), ашура, отмечается шиитами (и суннитами в меньшей степени) всего мира как траурный день. Траур длится первые десять дней мухаррама. Траур называется нахл гардани, букв. "ношение пальмовой ветви". Центром траурных мероприятий является Язд-Йезд. Какая жалость, что мы прибыли в Язд раньше десятого мухаррама!

Нахлы могут достигать значительных размеров. Самый большой, говорят, несут несколько сот мужчин. Обычные несут несколько мужчин.

Мы вышли на Имама (улицу Имама), встали на оживлённом перекрёстке и увидели в одной стороне великолепное здание. Мы пришли к Амир-Чахмаку.

В правой части виден главный нахл Ирана, тот самый, который якобы несут, вернее, несли, несколько сот мужчин. Он нынче настолько древен, что его опасно носить, и потому поставлен на прикол.

62

Комплекс Амир Чахмак (Amir-Chakhmaq Sq.) - самый известный исторический и архитектурный памятник города.

63

64

Набродившись по площади, мы двинули в сторону "Шёлкового пути".

По пути заправились соками - морковным, огуречным, арбузным, гранатовым... Я, устав ждать (мужичок готовил один сок минут пять-десять, Иран - не Корея!), налил себе из диспенсера обычный фруктовый smoothie. Он и дешевле свежих соков раза в полтора, а то и в два.

65

Рядом увидел знакомое слово - "Пазырык".

66

Пазырык - это урочище по соседству с моей исторической родиной, расположенное в долине реки Большой Улаган на Алтае. В курганах, расположенных в урочище (они получили общее название - Пазырыкских), археологи откопали предметы, относящиеся к железному веку (VI—III вв. до н. э.), мумии неведомо каких веков. Среди прочих был откопан ворсовый ковёр, который специалисты признали самым древним из когда-либо кем-либо виденных ковров мира.

Из бесед с местными торговцами я узнал, что пазырыкский ковёр, оказывается, однозначно иранского происхождения. Понятно, что название алтайского урочища перекочевало на иранский бренд ковров. И я поклялся, что не уеду из Ирана без пазырыкского ковра...

Тут батарейка камеры приказала долго жить, и я понял, что останусь без фотографий ужина. "Не беда, - подумал, - впереди ещё столько ужинов!".
Tags: Иран, путешествия, фото
Subscribe

Posts from This Journal “путешествия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments

Posts from This Journal “путешествия” Tag