Tiger and Magpie

Шаманский шабаш под Помунсаном

Вчера был чôнъвôль тэ порым 정월 대보름, "великий" 15-й день первой луны.

В половине шестого внезапно позвонил Слива (велосипедист и марксист): "Гутен абенд, хер доктор Атсман, аллес кляр? Вас махен зи?". - "(Что с ним? Пьян?) На работе сижу". Он перешел на человеческий язык: "Выезжайте на Помунсан. Встречаемся у госпожи Ом". - "А в чем дело?". - "Там сегодня шаманский фестиваль. Начало в шесть".

О госпоже Ом я уже писал. Она - гейша (в прошлой жизни), шаманка (по призванию) и владелица ресторанного бизнеса (по нужде).

Я рванул домой, сунул в карман камеру, водрузился на застоявшегося конька и, позабыв про свою болезнь, что есть силы засучил ножками. Через десять, ну, от силы пятнадцать минут я привязывал конька к дереву, у которого уже стоял Сливин горбунок. Слива уже был в ресторане, притом не один. С ним были Ю и Круглов.

Похоже, мои коллеги успели принять на грудь - их лица были раскрасневшиеся, речь сбивчива. "Вы когда успели?" - "Садитесь". Повинуясь указующим жестам друзей и местному ритуалу, я взял в руки миску, и в нее полнозвучной струей полился живительный МакКолей. "За здоровье".

Не успел я допить свою миску, как позвонила tamar2006.

"Ёбосиськин. Ты где?" - "Ёбосиськин. В Пхохане. Здесь празднуют встречу новой луны, 달집태우기 ("сжигание лунного дома")".

И боевая подруга звенящим от радости голосом рассказала о том, как они жгут огромный костер в виде шалаша, сложенного из сосновых веток, о том, как много народу пришло на этот фестиваль, и как там весело... Да... Хотел бы я тоже очутиться там, но...

"А знаешь, где я? На шаманском фестивале!".

McColley, a Korean wine

Мы сидели в глубине комнаты, за последним столиком. Дальше в стене был закрытый тряпками проем шириной метра два. В него вели три ступеньки. Сбоку от проема стоял столик, на котором стояли два барабана - чанъгу 장구 и пук 북. Первый (он слева на фотографии) - "двухкамерный", с сужением посередине, второй - "монолитный". Там же лежала медная тарелка кквэнъгари 꽹가리. Где-то в глаза бросилась медная тарелка большего размера, тхэчжинъ 태징. Всё это - аксессуары (правда, неполный набор) для шаманского ритуала.

Drums

В ресторане сидело, если не считать двух хозяек - матери и дочери (обе считаются шаманками - их в Корее называют муданъ 무당) и их прислуги, вечно пьяненькой ôнни, человек десять-двенадцать - все мужчины, кроме одной старухи. Слива громким шепотом говорил: "Вон тот старик в кепке - большой шаман. Старуха - тоже муданъ. Вон тот когда-то работал в Хёндэ, под началом Ли Мёнбака, кстати. Потом на него снизошел дух, он заболел "божественной болезнью" и ушел из компании. Сейчас живет отшельником на Сикчансане. Сыновья в Штатах. Ни они его не поддерживают, ни он их...". Интересно.

В ресторане сидели еще двое - похоже, просто зеваки, зашедшие поесть и угодившие на мероприятие Помунсанской шаманской ложи. Их, впрочем, никто не выпроваживал, и они, кажется, досидели до самого конца.

Хозяйки прогуливались между столами, зорко следя, чтобы чайники были всегда наполнены живительной влагой... Время от времени присаживались, им наливали Макколея, они выпивали, шли дальше...

Рядом со мной присела госпожа Ом, гейша: "Давно не видела вас. Вы похорошели". Корейское "похорошел" означает "поправился", "потолстел". "Да что вы! Я, напротив, исхудал. Я, знаете ли, болен". Она внимательно посмотрела на меня. Внезапно стремительно протянула к моему лицу руку, коснулась мягкой ладонью губ: "병 싹 나가라 Пйôнъ ссак нагара" ("Болезнь, выйди вон, чтоб и следа не осталось"). Отняла руку и пошла за соседний столик. Я сидел как оглушенный. Что это было? Надо мной, что, не спросясь, совершили обряд лечения?

Shamans

Часов в восемь один из подвыпивших мужичков встал и обратился к старику в кепке: "Орысин 어르신, почтеннейший, время начинать".

Старик встал, пошел к проему, поднялся по ступенькам, распахнул занавески - за ними оказалась крошечная комната, метра два с половиной на три. Напольные подушки, сбоку пианола. Синданъ 신당? Алтарная? Не похоже. Комната, скорее, была похожа на сцену домашнего театра.

Старик уселся, перед ним поставили чанъгу, он стал капризничать. И барабан де натянут не туго, и кисть-то он левую повредил, посмотрите, пальцы плохо сгибаются... Наконец, его уговорили, и он, заправившись стопариком сочжу, ударил по барабану.

Shaman's dance

Старик бил по барабану, к нему присоединились другие "музыканты" - остальная публика, размахивая длинными кусками туалетной бумаги, пустилась в самозабвенный пляс.

Спустя полчаса на авансцену вышли женщины - две старухи-муданъ. Они по очереди пропели длиннющие песнопения, причем одна пела с листа.

Everybody's involved

Барабанный бой и песнопения продолжались довольно долго, и я стал опасаться, хватит ли у старика сил завершить "концерт". Но он продолжал неутомимо бить. Его рвение, должно быть, подогревалось 10-тысячными купюрами, которые ему время от времени подсовывали присутствовавшие.

Часа через два мы все поднялись в алтарную. Среди нас, посередке, образовалась наша сегодняшняя хозяйка, госпожа Ом. В руках она держала пять флажков, все разного цвета - красного, зеленого, синего, белого и желтого. Обанъги 오방기! Как интересно! Обанъги - это шаманские флаги, символизирующие пять направлений, стран света - восток, запад, юг, север и середину. С помощью этих флажков шаманы узнают, одобряют ли духи их действия, будет ли благополучие человеку или, напротив, грозит беда.

Госпожа Ом распластала флажки, сложила вместе, скрутила полотнища, так что было невозможно определить, какое древко от какого флага, и протянула древками моему другу Сливе, мол, тяни. Слива потянул и... вытянул желтый флаг! Госпожа Ом недовольно что-то пробормотала, снова сложила флажки, перекрутила и снова протянула Сливе, и тот снова вытянул желтый! Госпожа Ом махнула на него рукой и больше не предлагала ему тянуть. Следующий вытянул белый флажок. Настал мой черед тянуть. Я ухватил древок, стал тянуть - госпожа Ом, улыбаясь, крепко держала флажки и не давала вытянуть. Что за игры? Наконец я одолел соперницу, вытянул - у меня был красный флаг! Барабаны перестали бить, все возбужденно закричали, стали поздравлять меня - красный цвет означал самое большое счастье, великую удачу.

Я радовался как ребенок. Тут госпожа Ом, по-прежнему улыбаясь, едва шевельнула губами, и я прочитал в этом шевелении: "На-до-от-бла-го-да-рить". Ай-ай-ай, чуть было не опростоволосился. И я, вытянув из бумажника пачку зеленых бумажек, с земными поклонами вручил по одной госпоже Ом, двум шаманам, двум шаманкам...

Все спустились в зал, продолжили выпивать. Госпожа Ом сказала мне: "Вам, действительно, грядет большое счастье. Я смотрю на ваше лицо. От него исходит свет 빛이 나요". Эх, вашими бы устами!

Тут меня охватила тревога.

По-корейски "светиться" - 빛이 나요: 빛이 пичх-и "свет", 나요 наё "появляется". Но в диалектной и вообще в разговорной речи пичх-и чаще всего произносится: пис-и. Так произнесла и госпожа Ом. Но точно так же корейцы произносят и другое слово: 빚 пит(ч) "долг" - 빚이 пис-и. Как бы не хотелось, чтобы судьба ослышалась и приняла Омино писи "свет" за писи "долг"! Как не хочется обзаводиться новыми долгами!

Постепенно все собрались за одним столом, стали петь песни. Колдовство, которое свершила надо мной госпожа Ом в начале вечера, сбылось, у меня прорезался голос, и я исполнил свой коронный номер - "Стеньку Разина".

Пробило полночь. Мы со Сливой попрощались с хозяйками, оседлали коньков...

*     *     *

Сегодня в обед встретил марксиста. "Аллес кляр?" - "Кляр, кляр".

*     *     *

Болезнь почти прошла. Зато на губах, там, где меня мазнула пальцами шаманка, выскочила простуда.
Интересный рассказ,прочитала с большим удовольствием,спасибо!;-)
спасибочки хозяйке за хорошие слова тебе... красный цвет, ничего иного от тебя и неожидалось! ты можешь вытянуть только самое хорошее...
интересно вот, как это Сливу занесло на заседание шаманов, он что тоже? или еще кто из вашей компании с ними знается...
О, приветик!
Слива раньше жил в том районе и часто столовался у нее. А еще у него с ней, кажется, просто хорошие отношения - по жизни, не по ресторанной части... :) Но это мои догадки только. :)
Красный флаг - просто удивительно. Они все обалдели.
Я не представляю, какая удача может меня подстерегать. Найду на проселочной дороге десятку? Выиграю бесплатный лотерейный билет? На улице одарят дармовой туалетной бумагой? :)
Ей-Богу, не представляю.
А-бал-деть!!
Честное слово!
Как здоровье? Помогла ворожба?
А, вы задали тот вопрос, ответ на который я не стал писать в отчете. Подумал и не стал писать.
Я совершенно пришел в норму, если не считать легкого кашля. Голова, глаза не болят, температуру как кто там слизнул. Если не считать одного. Там, где она мазнула меня по губам, выскочила простуда!!! :)
   Крайне интересно! Даже не слышал ранее, что в Корее есть шаманы-мужчины.
А, вот как! Нет, они есть. Вернее, я знал, что они были. А теперь вот встретил настоящих. :)
Я спросил у Сливы, настоящий ли это шаман, 박수, и как мне его величать, как обращаться к нему. Он сказал, да, обращаться "сонсэнъним".
Они (женщины и мужчины) выглядят совершенно затрапезно, ведут себя как обычные люди, хотя и с достоинством, не ведут себя необычно и загадочно, как ведут себя хакасские, например, шаманы (те пытаются поведением, поступками показать, что они, действительно, "особые" :)). Только один раз госпожа Ом посмотрела мне в лицо и сказала, что "лицо светится", и мужик-отшельник подтвердил. А в остальном они совершенно как обычные люди - ели-пили, били в барабаны, пели песни, танцевали...
Просто отлично! А мы в этот великий день как раз прилетели в Китай. НАс встречали салюты и какие-то парадные шествия. символично
Сейчас живет отшельником на Сикчансане. Сыновья в Штатах.

У меня вообще создалось впечатление, что многие дельные корейцы живут отнюдь не в Корее ;) если не большинство.

Поздравляю с красным флажком. Судьба будет к вам благосклонна ;)
Красный цвет мне нипочём. :) Я, знаете ли, атеист, реалист и оптимист. Я, прежде всего, верю в себя (и свою семью), потом - во всё доброе, потом - в мир во всём мире... :) И так далее.
Эх... А тут никаких шаманских фестивалей! Приходится отмечать индивидуально.
Наверняка есть. Просто затаились... :)
Ваш сосед с горы, ёнчхонский, не дает о себе знать?