Tiger and Magpie

День второй: Поездка в Синвонса

Воскресенье, 20 апреля

ВЧЕРА проснулся в половине восьмого. Сварил овсянку, выпил кофе... После позавчерашнего путешествия слегка ныли ноги, но делать нечего - назвался груздем, полезай в кузов, и в девять тридцать я вновь оседлал конька, но прежде подкачал колеса, залил всюду, куда дотянулась рука, масло, облил спреем цепь и все переключатели...

Мне предстояло совершить путешествие в Синвонса 신원사, место, где я еще ни разу не был и где планировал стать свидетелем шаманских обрядов. Этот небольшой монастырь находится по ту сторону Керёнсана, и до него можно нормально добраться либо пешим ходом горными тропами, либо на транспорте в объезд через Нонсан 논산 или Кончжу 공주. Я выбрал кратчайший маршрут (42 км) через горы - сначала едешь по 32-й дороге в сторону Кончжу, затем сворачиваешь в горы и дальше едешь по уютной и живописной провинциальной дороге между гор - вверх-вниз, вверх-вниз...

Погода была замечательная. Не так жарко, как накануне. Дул легкий ветерок - для велосипедного путешествия самое то.

Antique shop by the road

Ближе к Синвонса я остановился на бойкой развилке, откуда многие ехали в соседний монастырь, Капса 갑사, зашел в лавку, купил кока-колу и, отъехав подальше, приземлился на обочину... Выдув колу, сел на конька и покатил дальше. Проехав с километр, я спохватился, где мои перчатки? Пошарив в рюкзаке, не нашел и, решив, что оставил их у лавки, рванул обратно.

"Сачжанъним, перчатки не попадались на глаза?" - "Нет. Посмотрите на улице. 바깥에서 찾아 보슈". Глянул - нет. Всё. Пиши - пропало. Водрузился на конька, как, глядь, мои перчатки! Какая-то добрая душа подобрала их и положила на видное место, чтобы были видны с дороги. Спасибо неизвестному добродетелю!

Arena

Проехав по пути мимо десятков шаманских и буддийских молелен (они были спрятаны за деревьями, в ложбинках, за пригорками, и о них можно было догадаться только по огромным указателям у дороги да громким раскатам барабанов), я ровно в двенадцать, суча ножками, на последнем издыхании подкатил к парковке монастыря, и тут хэндыпхон просигналил, что прилетела смска. Глянул - Слива, бывшая начальница, сообщала, что прибудет к часу. Очень хорошо, у меня есть время осмотреть монастырь. И я отправился вверх в гору.

At the entrance to Shinwonsa Temple park

У входа в монастырь (он же - вход в Керёнсанский парк) - пластиковый ящик. В него сознательные граждане кладут сигареты и зажигалки (на территории парка курить запрещено), а на обратном пути, через несколько часов, забирают их. Интересно, бывает так, что кто-то ошибается и забирает не свое добро?

Там же со мной приключилась занятная история, в результате которой я впервые всерьез задумался о своем возрасте.

У входа стояли два служителя - поднимали шлагбаум, рвали билеты у посетителей. Я глянул, куда бы привязать своего конька: "Скажите, я могу внутри, вон там, привязать?". И показал на забор у туалета. Служитель махнул рукой, мол, давай, вали. Я снова спросил: "А сколько нынче стоит входная плата?". Служитель глянул на меня: "Старики проходят бесплатно".

Монастырь, как сообщают исторические записи, был основан монахом Подоком на 11-м году правления пэкческого вана Ыйчжи (651 г. от Р.Х.). Это один из старейших монастырей Кореи.

Shinwonsa Temple

Ильчумун 일주문, входные врата храма, правда, выглядят как новенькие. Статуи четырех Небесных владык - подтверждение того, что это - творение последних лет.

В остальном храм как храм - главный храм, неизменный колокол, пятиярусная пагода... Четыре национальных сокровища...

Shinwonsa Temple



Shinwonsa Temple



Bell (Shinwonsa Temple)



Shinwonsa Temple



Shinwonsa Temple



Shinwonsa Temple



Shinwonsa Temple



Shinwonsa Temple



Shinwonsa Temple



Shinwonsa Temple



Flowers

В час я спустился вниз к месту проведения фестиваля и отыскал Сливу.

Audience

Закричал распорядитель фестиваля, ударили барабаны - на сцене появились девушки из Чиндо...

Jindo buk (drum) dance

Их сменили ребята, исполнившие задорный "нонъак", "крестьянский танец" (так назвали танец, который был ранее известен как пхунъмуль 풍물 или самуль-нори 사물놀이, японские милитаристы; это название так и осталось за танцем)...

Nong.ak Dance

Публика, подогретая долгим ожиданием и литрами макколли и сочжу, оживилась, задвигалась, захлопала... Вспомнившие молодость старики вошли в раж, порывались на сцену...

Dancing seniors

Но вот концертная часть программы закончилась, появились шаманки, которые принялись готовить сцену для проведения ритуала приношения даров горным духам. Забили барабаны, пронзительно запиликала жалейка, ударили цимбалы...

Preparing stage for performing the ritual

На самом видном месте висел портрет Тангуна, (allegedly) легендарного основателя первого древнекорейского государства. Как видно, он почитается как самый главный горный дух. Забавно, что устроители приделали к портрету Тангуна картинку тигра. Известно, что традиционно "горный дух", Сансин, изображается как белобородый старец в компании с тигром...

Altar

Вчерашний шаманский ритуал-моление о ниспослании благоденствия и процветания "десяти тысячам ртов" ("Мангу тэтхак кут" 만구대탁굿, или 만구대택굿) исполняла наследственная шаманка из Инчхона, потомок переселенцев из северокорейской провинции Хванхэ. Этот ритуал - фирменный обряд хванхэских шаманов. Он признан в Южной Корее нематериальным сокровищем №1 провинции Хванхэ. Ныне он, похоже, только в южнокорейском Инчхоне и сохранился.

Man.gu dae.t'ak kut

Этот ритуал, как говорят, нормально длится пять, семь или пятнадцать дней. Он требует от шаманки немалых душевных и физических сил и немалых материальных приготовлений, поэтому средняя шаманка за свою жизнь обычно проводит всего три таких ритуала...

Man.gu dae.t'ak kut

Его могут совершать лишь "большие" шаманки. Ритуал совершается под неусыпным контролем "главной" шаманки (она видна на нескольких фотографиях - это большетелая, грузная женщина, сидящая в инвалидной коляске). Шаманке не обойтись и без помощи нескольких помощниц.

Ритуал состоит из 24 частей. Мы увидели лишь часть его.

Наиболее примечательным эпизодом вчерашнего театрализованного ритуала было приношение в жертву животного. У нас это была свинья.

Man.gu dae.t'ak kut


Хладнокровная, но в то же время и беспокойная шаманка, размахивая шаманскими флажками, ходила вокруг свиньи, лежавшей на брюхе. Затем возложила флажки на спину свиньи, поднялась на сцену...

Man.gu dae.t'ak kut


Спустя некоторое время помощницы уволокли флажки, мужчины перевернули тушу жертвенного животного на спину - грудина и брюхо туши оказались разрезанными от головы до мотни. Шаманка спрыгнула со сцены, в руке у нее был большой нож. Усевшись поверх свиньи, она размахнулась и вонзила нож в глотку свиньи. После этого, схватив огромный трезубец, услужливо поданный одной из помощниц, вскочила на тушу и принялась прыгать на ней, разминая грудину в разные стороны. Затем что есть силы размахнувшись, воткнула и трезубец...

Man.gu dae.t'ak kut


Оставив бедную свинью в покое, она уселась рядом. Ей принесли тазик с жертвенной едой, фруктами, и она принялась пожирать оттуда - сок тек по ее лицу...

Audience

Между тем ее помощницы всё время сновали среди публики и льстиво уговаривали пожертвовать десятку. Многие покорно шли к сцене и совали шаманке куда-то в одежду, под завязки, зеленые бумажки. Один из шаманистов громогласно, под всеобщие аплодисменты, объявил, что отдает три бумажки (примерно 30 долларов), и в награду получил... гроздь бананов. Я сидел смирно, боясь, что и меня настигнет рука шаманки. Женщинам, как известно, я отказать не могу...

39

Быстро бежали часы. Конца ритуалу видно не было, а уже было четыре - пора было выдвигаться назад. Я предложил Сливе перекусить.

Straw rope

Мы ушли подальше от исступленных барабанов и жалейки, нашли укромное местечко в мобильном ресторане, заказали корейскую пиццу и бадью МакКолли...

Tree

Заправившись, мы покинули - каждый своим ходом - место шаманских песнопений и танцев.

Обратный путь у меня занял три с половиной часа. Будучи опьянен парами корейской бражки, я промахнулся мимо поворота и уехал на 23-й хайвэй. По нему я доехал до Кончжу. Там я повернул на 32-ю дорогу и благополучно доехал до дома. Обратная дистанция составила, если верить компьютерной карте, чуть меньше 60 км.

За два дня катания в велосипедной майке с короткими рукавами (в трусах езжу давно) заработал легкие солнечные ожоги - руки чешутся.
выглядит как просто шоу а не шаманское представление, тем более когда такая аудитория... впрочем кто его знает, пожертвования собраны и то хорошо.
а тебя значит теперь уже бесплатно пускают? да уж, как ни говори халва... меня вот тоже Мэм называют, как ни прикидывайся...
:)
Да, хорошо бы стать свидетелем настоящего шаманского ритуала, проводимого у кого-нибудь на дому по настоящему поводу, а не представления.
Это представление - срежиссированное. Оно, как я говорил, было кастрировано с 24 частей до двух, наверно. Чувствовалось, что отрежиссированы каждое слово, каждая мизансцена... Иногда имели место заминки. Тогда шаманка зыркала глазами и показывала товаркам руками, глазами, что же вы, мол, там копошитесь, несите скорее трезубец, сейчас эпизод с трезубцем... :)
Я думаю, что я просто выглядел на свой возраст после 40-километровой гонки по горам. А так я еще как огурчик. :) Меня местные русские, молодые ребята-девахи, все считают за сверстника и относятся соответственно - спорят, дерзят, учат жизни... :)
меня тоже МЭМ называют ;))) терпеливо сношу ;)
Так интересно! Похоже, что люди в самом деле очень серьезно относятся к этим ритуалам.
Поразило жертвоприношение. В какой еще развитой стране такое увидишь!
А по поводу возраста не расстраивайтесь. Это ведь всего лишь арифметика. Я уверен, что многие-многие моложе вас не смогли бы так кататься на велосипеде, не говоря уж о восприятии мира. И отношении со стороны молодых девах.
Корейцы вообще удивительный народ. В России тоже такое есть. Казалось бы, ревностный христианин, крещен, воцерковлен, но, смотришь, и языческие обряды соблюдает, и на Ивана Купалу через костры сигает... :)
Но корейцы особенно хорошо помнят свои старые, первородные верования. Эта вера в Горного Духа, Бога-Сансина, она же проникла и в буддийские храмы-монастыри. В любом монастыре можно найти небольшой павильон, кумирню Горному духу... И шаманы... Смотрите, они преспокойно примостились прямо под монастырем, и ничего. Да что буддисты! Христианская церковь позволяет своей пастве быть - по определенным дням - и буддистами, и шаманистами... Русские, если кто-то серьезно заболел, везут больного в больницу, ставят свечки, а корейцы идут к шаманам.
Жертвоприношение. Поскольку представление было театрализованным, свинья была куплена в магазине (если присмотреться, на боку можно было увидеть фиолетовые штампы, печати). В натуральных условиях (когда обряд совершается в натуральной деревне, скажем), в ход, думаю, идет свое, домоорощенное - корова (в жертву приносят голову и четыре ноги), свинья (этих, я читал, требуется три, что ли, для обряда)... Дело это, как я слышал, дорогое. Помимо жертвенных животных, нужны тонны фруктов, сладостей, изготовить весь этот антураж - цветы, алтарь... Поэтому обряд совершается для всей деревни или даже для всей округи - нескольких деревень.
Я думаю, что касается суеверий - тут мы очень похожи... и к шаманкам у нас ходят и прочих языческих фич хватает... :)
К нашим шаманам ходить - более, я бы сказал, "ответственно". Наши - отвечают за базар и могут вылечить тебя или, наоборот, наслать на тебя болезнь. Здесь же те, которых я видел, скорее, артисты. Но надо поизучать их... Описания тех, кто изучал корейских шаманов (Будэвен Валрафен, например), как будто бы соответствуют универсальным канонам - становление шамана, элементы обрядов и т.п., но как действенны их обряды? Надо будет почитать при случае.
А, вспомнил. Моя шаманка на Помунсане как будто бы вылечила горло - обычным прикосновением руки (но к тому моменту я уже проболел две недели, и дело, думаю, уже шло на поправку :)), зато перенесла болезнь на губы и нос, и я теперь хожу с отметиной на носу. :)
Я бы на Вашем месте поаккуртней был с исследованиями... Я очень скептичен, но не менее и осторожен в таких делах... Мутная вода во облацех - в общем и целом.
Да я же говорю, эти - артисты. :)
Но спасибо за предупреждение. Буду вспоминать ваши мудрые слова всякий раз, как завижу флажки на флагштоке... :)
Да? Мне казалось, бурятские и якутские шаманы вполне серьезны...
Хотя шарлатанов, наверно, тоже хватает. :)
так вот оно как! у меня по всему показываются не все записи во френд-ленте!

замечательный рассказ! Медленная Сова абсолютно прав: ну где еще такое увидишь?