Tiger and Magpie

СОБЫТИЯ ТРЁХ ДНЕЙ, С ПРОЛОГОМ И ЭПИЛОГОМ

Пролог

ВЧЕРА на меня обрушился крупномасштабный френдёж. Почитав френдленту, решил, что виной тому упоминание моего имени в блоге коллеги, а здесь, кхе-кхе, пользователя, tttkkk, воспользовавшегося рассказанным мною забавным случаем для очередного раздува облачка, лёгкого флёра национализма, окутывающего головы части членов корейского общества.

То, что по-детски безобидная, никого не задевающая доза корейского национализма имеет место (они не нападали на соседей, не вели войн, кроме вербальных, за пределами полуострова, если, конечно, не считать доисторических, а лучше сказать, сказочных времён Ильи Муромца и царя Гороха, да вылазок в прошлом веке за компанию с американцами во Вьетнам), известно всем. Но так - во всех обществах. Чем хуже (или лучше) русские Фоменки и свежераскопанные Аркаимы или японские Аматэрасу корейских Тангунов и хунмин чонъымов? Ничем или мало чем. Разве что тем, что Тангуны попали в учебники, а Аркаимы ещё нет. Но у тех всё ещё впереди! Так что проще, думаю, снисходительнее надо относиться к корейцам с их национализмом.

Кстати... Коллега упомянул язык Когурё.

Как некоторые, должно быть, знают, есть предположение, обоснованное вполне, что примерно в начале первого тысячелетия (если ошибаюсь, товарищ Фоменко поправит) на территории Корейского полуострова существовали четыре группы диалектов, или четыре языка (невозможно говорить определённо, потому что мы не знаем, каковы были масштабы их, покрывали ли они отдельные селения или целые области): каяская, силлаская, пэкческая и когурёская. Первая группа, или язык, почил в бозе с завоеванием пределов обитания её носителей Силла, остальные существовали некоторое время, пока Силла не покорило остальные области. С тех пор, как принято считать, и берёт своё начало общекорейский язык.

Относительно когурёского есть разные гипотезы. Одна из них говорит, что язык, о котором упомянул коллега, был близок древнеяпонскому, а, стало быть, был весьма отличен от прочих "древнекорейских" языков (то же самое, впрочем, сейчас говорят о языке Пэкче; я бы ещё присовокупил сюда и язык Кая - уж больно хорошо эту гипотезу подкрепляют остатки древних захоронений, найденные на территории бывшего Кая, больно похожи они на древние японские, не зря сюда толпами едут японские туристы). На Севере убеждены, что язык Когурё был исконно корейским, давшим начало среднекорейскому, а позже и современному корейскому. Есть и кажущееся парадоксальным мнение, что три выживших полтора тысячелетия назад древнекорейских языка различались между собой так, как различаются между собой тюркские, монгольские и тунгусо-маньчжурские, причём примечательно то, что, при соблюдении должных правил реконструкции возможно и обнаружить элементы последних: в силласком тунгусо-маньчжурских, в когурёском тюркских и в пэкческом монгольских. Разумеется, такое разнообразие мнений раздражает некоторых местных лингвистов, однако с тем, что факты, свидетельствующие в пользу "отличности" когурёского, есть, думаю, согласны все.

Что-то меня понесло. О чём я начал говорить? Ах, да. Я обнаружил, что меня зафрендила дюжина или две людей благодаря коллеге, за что я ему только благодарен. Остаётся лишь надеяться, что он сказал, что я "наивен" и что "хорошо в своём поколении говорю по-корейски", для красного словца. На самом-то деле, скажу честно, я вовсе не наивен (немногие, кто имел удовольствие общаться со мной вживую, могут подтвердить это), и написал такое приветственное слово намеренно, а, кроме того, я думаю, я не только говорю, но и знаю корейский и о корейском. Ну да ладно.

Воскресенье, 7-е

Этот день был для нас рабочим. Накануне и рано в этот день тысячи верующих съехались в Дижон для участия в колоссальной по своим масштабам церемонии Великого Прозрения, или Пробуждения (наверно, напишу отдельную запись; возможно, спрячу под замок). Нам предстояло целый день сидеть во дворце Великого Ыля.

По традиции поехал на своём саврасе. Коллеги щупали мои бёдра и икры. Надо же было им чем заняться!

Домой приехал около или после восьми вечера. Прикончил последнюю бутылку вина.

Понедельник, вчера

Вопреки ожиданию, команды отдыхать или приходить на работу позже не было. Пришлось утром прямо с бодуна тащиться на работу. Кое-как досидев до вечера, покатил в клуб. Дул сильнейший встречный ветер. Мин в лавке был один.

В девять он закрыл магазин, и я предложил ему ещё раз отметить, достойно ударив по пиву или сочжу, издание книжки, на что товарищ вдруг сказал: "Пошли ко мне. Купим по дороге сочжу, а кимчхи у нас завались". Спасибо, сяпчанъним (от сяп 샵 < англ. 'shop'; чанъ 장 - словообразовательная сино-корейская морфема со значением "начальник; босс, глава учреждения, места, названного предшествующей морфемой). Для меня это большая честь.

У Мина я уже был. Маленькая one-bedroom в вилле. Интересно, как они четверо помещаются в ней? Неужели все спят в одной спальне?

Вскоре от двух бутылок сочжу осталось одно воспоминание. Мин позвонил знакомому ресторатору, заказал два чикина - один острый, второй обычный. Хозяйка вытащила красивую гранёную бутылку-графин с виски.

"Как вы распорядитесь бутылкой после того, как выпьете содержимое?" - "Выбросим. А что?" - "В моей стране, в приличных домах, водку, подавая на стол, переливают в такие графины. Ставить бутылку - моветон". - "Да?". Мин и Миниха обменялись искромётными взглядами, и я понял, что графина мне не видать как своих ушей. С горя заехал по дороге в "Хомплас" и около полуночи купил три бутылки испанского и одну итальянского вина.

Ехал по ночному Дижону - по-прежнему дул сильнейший шквалистый ветер. Вдруг больно ударили твёрдые капли дождя. Градинки? Снег? Стало холодно. Зима пришла.

Приехав домой, открыл бутылку итальянского. Оно оказалось не "Фарнезе".

Эпилог. Сегодня

До обеда то дремал, то просыпался. В обед пошёл пить кофе и заодно пофотографировал природу, но предательски дрожали руки, и фотографическая сессия не удалась... После обеда читал "Мишеля Строгова".

1



2



4
Re: оффтоп
ну это когда в чужой стране сохраняют привычный уклад жизни, язык, религию, культуру, неохотно интегрируются в соц. структуру страны пребывания, и что самое главное - сохраняют устойчивые горизонтальные связи в чужой стране

пример: чайна-тауны

корейцы же например в России практически никогда с корейцами не общаются
Re: оффтоп
Надо будет еще раз почитать этнологов, вдруг они по-другому смотрят на диаспору. :) Я знал, что диаспора разными людьми, в том числе и специалистами, которые занимаются этими проблемами, понимается по-разному, не совсем понял вашего вопроса, поэтому и спросил вас. И оказался прав. :)
Вы правы, говоря, что "сохраняют", еще раз "сохраняют"... Не думаю, что это правда, что "неохотно интегрируются". Взять наших корейцев.
Я думаю, что понятие диаспора применимо к корейцам в такой же степени, в какой применимо к китайцам. Причем к российским тоже. Они более или менее сохранили свой язык, сохраняют привычный уклад, едят свою еду, общаются со своими, в каждом месте проживания отыскивают своих, создают корейские культурные центры, женятся на кореянках и выходят замуж за корейцев же (сейчас, правда, не так ревностно :)). Правда, есть корейцы, и есть корейцы. Сахалинские корейцы, корейцы, которых раньше называли среднеазиатскими... Первые, которые говорят на языке, близком тем вариантам, на которых говорят в Кореях, относятся несколько пренебрежительно к прочим, которые говорят на корё мар, языке, который развился на основе диалекта Юкчин, или не говорят ни на каком корейском диалекте вовсе. Это объясняется тем, что прочие группы корейцы проникли к Россию раньше, более ста лет назад...
Однако так или иначе корейцы образуют компактные группы, даже если они не образуют в российских городах Корея-таунов (я сам тусовался в корейской тусовке Ленинграда-Санкт-Петербурга в 80-90-е и должен сказать, что слово "диаспора" вполне приложимо к ней: корейцы знали друг друга, регулярно встречались, в общине были налажены производство и сбыт индивидуалами тубу, корейского тофу, ставропольского и позже корейского риса, были и "тайные" корейские едальни на частных квартирах, причем информацией обо всем имеющем отношение к корейской общине Питера владели практически все...). Тем не менее, интегрированы они в российское общество были прекрасно.
В отличие от России, Koreatowns есть во всем остальном мире.
Я мог бы рассказать о корейской общине Торонто (я и в ней успел потусоваться), но, думаю, о ней и вообще о корейских диаспорах мира можно почитать в Интернете. Скажу только об одной особенности торонтовского Корея-тауна. Там много лавок и ресторанов, но корейцы в нем не живут (в смысле не имеют там дома). Они живут кто где - разрозненно...