atsman (atsman) wrote,
atsman
atsman

Category:

КАК Я В ТОКИО РАМЭН ЕСТЬ ЛЕТАЛ (4). - ЯСУКУНИ ДЗИНДЗЯ

8-е января, 10:00-13:30. Часть первая

ПРИМЕРНО без четверти десять мы погрузились в такси. Меньше чем через полчаса мы стояли на Васэда-дори - взгляду открывалась величественная картина, чисто Васильевский спуск! Огромная иероглифическая надпись на стеле гласила: "Ясукуни дзиндзя", "Храм Ясукуни". Мы пошли в сторону тории.

41

Про Ясукуни 靖國神社 знают все. Думаю, не ошибусь, если скажу, что большинство людей думает, что это храм, воздвигнутый в честь военных преступников милитаристсткой, фашистской Японии, что объясняет то, почему время от времени послы всего мира посылают Японии ноты протеста в связи с посещениями храма высшими чинами Японии.

Синтоистский храм Ясукуни-дзиндзя (Ясукуни - буквально "умиротворение страны, народа", в целом получается "храм Умиротворения нации" или "храм Умиротворение нации") был основан в июне 1869 года, на 3-м году правления Мэйдзи, когда семнадцатилетний император Муцухито подписал указ о выделении земельного участка под синтоистский храм То:кё: Сё:конся 東京招魂社 (двоеточия обознают долготу гласных). К слову сказать, участок был выделен знатный: 6.25 га плюс 4 га прилегающих территорий. Нынешнее название храм получил в 1879 году. Название позаимствовано из фразы 吾以靖國也 из "Комментариев Цзо" ("Цзо чжуань"), предположительно написанных Цзо Цзюминем, жившим в царстве Лу в одно время с Конфуцием.

Ясукуни дзиндзя отличается от прочих синтоистских храмов тем, что в нём поклоняются ками (душам) воинов, которые погибли, сражаясь за императора. В храме есть список имён - мужчин и женщин, отдавших жизни за родину. В нём больше 2 миллионов 466 тысяч имён, притом не только японцев. В нём числятся души 27 тысяч 863 тайваньцев и 21 тысячи 181 корейца. В ряде случаев включение в список производилось не только без учёта мнений членов семей погибших, но и вопреки им. Хирооми заметил в связи с этим, что, вопреки распространённому мнению, многие корейцы записывались воевать за японскую империю добровольно.

На территории храма есть музей, посвящённый памяти павших во второй мировой войне. Храм - единственное место, где император кому-то когда-либо поклонился.

Желающие узнать о храме больше могут пойти по ссылке выше, те, кто хочет прочитать, что говорят японцы о своей святыне, могут посетить сайт храма, а кто не знает, что такое синто, тот может погуглить синто.

Тории потрясала (потрясал, потрясали) своими размерами.

На территории храма несколько ворот. Эти называются Первые врата, Дайити тории. Они воздвигнуты из стали. Их высота двадцать метров, ширина тридцать четыре метра. В 1921 году, когда они были воздвигнуты, они были самыми большими в стране. В 1943 году были снесены из-за повреждений, нанесённых им японской непогодой. Восстановлены были в 1974 году.

По дороге мы живо обсуждали историю контактов древних японцев с древними корейцами, в частности, с Большим (Великим) Кая 대가야, материальная культура которого обнаруживает сходство с японской, в честь чего современные корейцы возвели в местах паломничества японских туристов сооружения, напоминающие тории.

3

Путь к храму охраняют стоящие по обеим сторонам каменные львы. Хирооми сказал, что это хэчхи и что они не типичны для японской культуры. Интересно, откуда они? Я читал, что японских львов отличает своеобразный симбиоз китайских львов и корейских "собак" (ума не приложу, что имели в виду написавшие это под собаками).

44

5

За вековыми сакурами прячутся памятники и стелы.

46

Примерно на полпути между Первыми и Вторыми вратами стоит памятник бровастому О:мура Масудзиро: (Омура Масудзиро), реформатору японской армии, по существу, её создателю, личности, жившей в позапрошлом веке.

47

48

Вторые врата, Дайни тории, воздвигнутые в 1887, самые большие (самый большой, самая большая) в Японии тории из бронзы.

7

50

Перед синмон, третьими воротами, внушительная выставка бочонков с саке (сакэ), пожертвование Всеяпонской ассоциации производителей саке, о чём гласит большая надпись выше.

51

Такие бочонки, разукрашенные рекламой производителей, можно видеть в любом синтоистском, да и буддийском тоже, храме.

Японцы вообще, похоже, не слишком различают эти религиозные учения. Так было в прошлом, так и сейчас. Впрочем, какая разница, какому богу или каким божествам поклоняться, приносить дары! Лишь бы было хорошо!

69

Форма бочонков напоминает фонарь.

Мой спутник сказал: "Саке нельзя долго хранить. Не уверен, что там напиток, который можно пить. Да и есть ли в них что-либо?".

70

Синмон, Врата духов, в отличие от тории, деревянные.

52

Створки дверей украшает императорский герб, изображение хризантемы.

53

Последние перед храмом - врата тюмон (в просторечии чумон).

54

Над входом в хайдэн, главное здание храмового комплекса вывешено полотнище, и на нём - те же знаки императорской власти. Император, к слову, почитается здесь как высшее божество.

67

Прошли мимо скромных, стеснительных, совсем не похожих на корейских, торговцев сувенирами.

Кстати, обратил внимание, что японцы, в отличие от корейцев, не относятся истерично к тому, что в их сторону направляют камеру, не протестуют, но, тем не менее, бросают в сторону фотографа исподлобья взгляд. Обратите внимание и вы.

55

Все усердно повязывали омикудзи.

56

Но вот мы перед главным храмовым зданием, хайдэн.

57

Помимо хайдэна, есть несколько других храмовых строений, но верующие допускаются только сюда.

58

Процедура поклонения духам идентична той, которую описывал в предыдущей записи: бросают денежное пожертвование, кланяются, хлопают в ладоши. А зачем народ сюда приходит? Погулять и поклониться.

59

60

61

В раже поднялся на ступеньки, принялся щёлкать затвором. Сзади подошёл служка в униформе: "Сойдите, пожалуйста. Фотографируйте издали, не мешая посетителям". Как удивительно! Я не пробыл в Японии и нескольких часов, а уже понимаю то, что мне говорят по-японски.

9

Храмовые постройки Японии кажутся скромными по сравнению с корейскими или китайскими. Их крыши менее изогнуты, балки не раскрашены в разные цвета...

63

64

А вот ещё одна вещь, без которой не представить храм синто - эма. Это деревянные дощечки, на которых верующие пишути свои желания. Желания могут быть самые разные. Их вешают в надежде, что ками позаботятся об их исполнении.

65

66

68

Поглазев на все храмовые постройки, нафотографировавшись, пошли в сакуры - передохнуть. Хирооми обратил внимание на помост под крышей: "Здесь проходит представление театра Но"...

71

Передохнув, пошли в Юсюкан, музей.
Tags: Токио, Япония, Ясукуни, путешествия, синто, храмы
Subscribe

Posts from This Journal “Токио” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments

Posts from This Journal “Токио” Tag