Tiger and Magpie

КАК Я В ТОКИО РАМЭН ЕСТЬ ЛЕТАЛ (6). - РАМЭНЪЯ. УКИЁ-Э В МУЗЕЕ ОТА

8-е января, 13:30-16:30

МЫ дождались такси (нам нужно было ехать налево, меня по привычке тянуло перейти на противоположную сторону). Дверца гостеприимно распахнулась. Мы полезли внутрь. Как Хирооми и предполагал, таксист знал все приличные рамэнные, рамэнъя, Токио наперечёт. Одна была за углом.

3

Проехали несколько сот метров, по времени это заняло ровно четыре минуты, таксист свернул вбок, гостеприимно распахнул дверцу: "Здесь", получил честно заработанные 710 иен (прим. $8.50 CAD) и был таков.

1

Желанное заведение было невелико - в нём всего несколько столиков на двоих. В глубине, за стойкой - кухня. В ней виден шеф-повар, мужчина. По залу курсирует мужчина-официант. Эта рамэнъя, по-видимому, оперирует по образцу театра кабуки - в ней работают одни мужчины. Сделать заказ было труднее, чем найти заведение - в меню десятки наименований. Саппороского рамэна, ради которого я прилетел в Токио (воспоминания молодости всегда дороги, в молодости всё, сами знаете, кажется, было больше, вкуснее, круче), к сожалению, не было. Пришлось заказать токийский.

Японский рамэн ラーメン - это не корейский рамён 라면, вернее, не только он. Корейский рамён - это всего лишь быстроприготовляемая тоненькая эрзац-лапша в пакетиках или стаканчиках, сначала отваренная, потом обжаренная, а под конец высушенная до абсолютной сухости - всё в специальных агрегатах - с тем, чтобы её можно было лишь залить кипятком и получить готовое блюдо. Японский рамэн, точнее, основной её ингредиент, лапша - это ещё и примерно то, что корейцы называют куксу (как известно, корейцы куксу рамёном никогда не назовут). Правда, такого куксу в Корее днём с огнём не найдёшь.

К слову, быстроприготовляемый рамэн (аналог корейского рамёна) признан в Японии величайшим изобретением XX века.

4

Рамэн отличается и бульоном. Независимо от рецептуры, он натурален и наварист. Другой особенностью (кстати, объединяющей с русской лапшей) является то, что в нём всегда есть место мясу или каким-нибудь другим наполнителям - морепродуктам, например. В токийском было полным-полно мяса. Съев его, наедаешься от пуза, и тебе не нужны никакие десять плошек с закуской!

Хирооми скомандовал: "Два, футацу, таких-то". Вскоре хозяин притащил две здоровенные (такие, гигантские, похоже, только в Японии) пиалы, и мы, взяв в руки палочки, погрузили их в знаменитое блюдо японской кухни. Ммм, бульон - самый настоящий, мясной, наваристый, он щедро приправлен соевым соусом, на поверхности плавают капельки жира. А сколько в нём мяса! Ничуть не хуже, а, может, даже лучше саппороского!

Порция рамэна в крошечной столовке стоит от 700 иен, считай, десять баксов и больше.

Рамэнъя была второй столовкой, которую мы посетили в тот день. Ещё утром, на рынке, я обратил внимание на хаси, палочки для хватания еды. Они всюду короткие, гладкие. Ими удобнее хватать пищу, ими нельзя поранить рот. Короче, совсем не то, что китайские (те длинные и несуразные) или корейские (а эти либо стальные и плоские либо деревянные и китайского происхождения). Другой особенностью моего токийского утра было то, что я ещё ни разу не ощутил вкуса перца. В Корее я бы уже съел килограмм его.

5

Съев по гигантской пиале рамэна и заев порцайкой жареных пельменей типа гёдза, мы отправились выполнять следующий пункт нашей программы - посещение выставки "Шедевры укиё-э из мемориального музея искусства Ота", открытой в самом музее.

Из Чиёда-ку до Харадзюку в прилегающем к Чиёда другом токийском районе Сибуя-ку, где располагается музей Ота, можно было добраться на метро и пешком, однако по настоянию Хирооми мы погрузились в такси. Я не возражал, потому что знал, что за такси заплатит мой гостеприимный хозяин.

В Токио много людей на велосипедах. Те, кто экипирован как следует, раскатывают на "старт-шоссе".

2

6

7

8

Музей Ота (Оота, О:та) - частный музей, в котором собрана и выставлена замечательная коллекция укиё-э. Он - один из немногих в Японии, где собраны произведения укиё-э, что вызывает некоторое удивление, потому что укиё-э феноменально популярны во всём мире. Возможно, не все припомнят этого экзотично звучащего слова, но все поймут, о чём идет речь, если скажу, что это - жанр, в котором творили Хокусай, Хиросигэ...

О том, что такое укиё-э, "картинки плывущего мира", можно почитать здесь. Фотографировать в музее не мог (запрещено правилами). Укиё-э можно посмотреть здесь.

Коллекция музея обязана своим существованием господину Сэйдзо Ота V (1893-1977), который, начав коллекционировать укиё-э ещё в первые годы периода Сёва, за более чем полвека своей жизни (поистине, сбор укиё-э можно назвать делом всей его жизни), умудрился собрать 12 тысяч произведений. После смерти Сэйдзо Ота его дело продолжили его потомки. В настоящее время директором является Мотодзи Ота.

Музей располагается на узкой улице, чуть в стороне от оживлённой Омотэсандо. Туда, похоже, приходят лишь фанаты этого чисто японского вида искусства да иностранцы. Он невелик - экспозиции располагаются на двух этажах. При входе нужно разуться и оставить обувь в запираемых на ключики ячейках камеры хранения. Стоимость билета во время выставки "Шедевры" составляла 700 иен. Для университетских студентов и старшеклассников она была 500 иен. Ученики средних классов и младше проходят бесплатно.

9

Пусть музей невелик, мы провели в нём полтора часа. Когда ещё увидишь воочию произведения Хокусая, Утамаро, Хиросигэ! Сбылась мечта наивного сибирского паренька, сорок лет назад щупавшего репродукции Хокусая в журнале "Огонёк"!

Напротив музея - кафе.

Дожидаясь своего попутчика, решил запечатлеть на плёнке жизнь токийского переулка. Навёл объектив на людей, закусывающих на улице. Уже потом, разглядывая кадры, вновь узрел внимательный взгляд фотографируемого персонажа.

10

Совсем рядом с музеем Ота Мэйдзи дзингу, другой знаменитый храм Токио, но силы покидали нас, и мы решили отправиться в гостиницу - передохнуть, чтобы вечером с новыми силами отправиться изучать ночной Токио.

Вышли на Омотэсандо - как много людей!

11

12

До гостиницы (она в центре, на Акихабара) решили ехать на такси. Я не возражал, потому что знал, что... (см. выше).

13

Таксист попался молодой, неопытный. Он не знал, как ехать, схватил атлас, стал искать нашу гостиницу и успокоился лишь, когда набрал адрес в навигаторе.

14

Сидя в машине, я продолжал свои сравнительные, пусть и поверхностные, исследования, выуживал сходства и различия в людях, машинах, зданиях. В частности, я пришёл к заключению, что японские женщины мало чем отличаются от русских или корейских. Они тоже стоят в очереди в туалет...

15

Posts from This Journal by “музеи” Tag

1500 ккал/сут дают о себе знать, рамэна захотелось очень остро )
1500 ккал - диета такая, что ли?
Я сейчас навернул корейской лапши, "Одонтхона", не рамёна (он выглядит так же, только толстый). Бросил в лапшу пять пельменин, нарубил лука-порея (одну штуку). Получилась целая кастрюлька варева. Интересно, сколько калорий заработал? :)
ух какой рамэн! всё, пошла в магазин (с риском для жизни - снаружи -39 с учетом ветра!)
вернусь - буду разглядывать укиё-э

про очередь - удивительно верное наблюдение :)
Рад, что согласилны с моим наблюдением. :)
Удивительно, но мало кто замечает такие простые вещи. Все хотят сделать открытие, выискивают что-нибудь необычное, пишут вычурно... :)
(Anonymous)
Я б не смогла этот рамэн есть, не люблю лук в таком виде и соевый соус в бульоне. Бывают ли рамэны без лука и соевого соуса, с сыром, яйцом, например, или морковкой. :)

А я когда был в Японии лет 12 назад, ходил в раменъю, которая являлась сетью. До сих пор помню название — 천하일품 (по-корейски звучит "чхонхаильпхум", а по-японски, соответственно, — "тэнкайиппин"). Но это было в Осаке. После этого я нигде такого рамена не ел. Но, может, вы правы. Все, что было раньше, оно всегда кажется вкуснее.

Рамэн хорош, а мы вчера посетили корейское кафе, оказалось вполне аутентично. На днях фотки выложу! :)
замечательный рамен! я помню как однажды ты водил меня еще Л-де к кореянке есть куксу. она кажется лапшу сама готовила.
Кто сам готовил, а кто и спагетти отваривал... :)
P.S. А, может, лапшу приготовить для гостей - Л. и У.? Правда, они могут закапризничать. Когда это было видано, чтобы в Торонто на лапшу приглашали? :)
да, было бы здорво и спагетти-резка у нас есть. может нужно будет купить муки специальной и сварить хороший бульон!
Думаешь, им понравится? С виски и вином как-то не очень... :)
Здравствуйте! Собираюсь поехать в Японию - очень интересует укие-э . Про музей Ота нашла только в Вашем блоге. Еще есть коисикавский музей и национальный токийский музей. Может, Вы знаете, где можно увидеть знаменитые хокусаевские 36 видов Фудзи, включая главную красавицу волну? Спасибо.
Здравствуйте.
Поехать в Японию - замечательная идея! Интересуетесь японским специально? Професисонально?
"Волну" в музее Ота не помню, но, возможно, я ошибаюсь (вот идиот! И привезенные буклеты куда-то подевал :)))). Надо будет посмотреть в Интернете.
В любом случае, советую побывать в музее. Он, кажется, самый известный (по части укиё-э), хотя и небольшой. Да и расположение хорошее. Рядом оживленный молодежный район, знаменитый храм...
"Волна" (оттиски), думаю, есть в коллекциях многих музеев мира. Тем не менее, посмотреть в Японии было бы замечательно.
Желаю успеха!
В.А.
Здравствуйте!
Мне удалось получить квалифицированный ответ от япониста доктора Штейнера - вот, что он пишет -

В перечисленных Вами музеях есть весьма качественные и большие коллекции - но проблема в том, что гравюры нельзя подолгу показывать. Соответственно, их выставляют помалу и производят регулярные ротации. (+ временные тематические выставки). Кстати, в музеях и смотреть на укиё-э не очень удобно.


Кабуки: на новенького все равно что и где смотреть - будет непонятно, странно и, вероятно, утомительно. В зависимости от Вашего маршрута найдите в сети театры в Токио, Киото или Осаке, посмотрите удобные для вас дни, выберите, что покажется привлекательным, исходя из картинок и английского описания, и закажите билеты. (Это надо делать сильно заранее). Потом можно попытаться найти в сети подробное описание выбранного спектакля или текст пьесы. И т.п.

О, как замечательно! Штейнеру можно верить. :)
Ваша проблема, насколько помню, была в том, что вы хотите посмотреть именно рисунок, с которого делалась гравюра. Или нет?
Мой совет: если поедете в Токио, сходите в музей Ота, просто посмотрите укиё-э. Увидеть такими, какими их видят японцы, в том антураже - что может быть лучше! Хотя есть опасность: вдруг разонравятся? :)))
А в префектуре Яманаси тоже оказалась временная выставка и ее уже там давно нет.